Вход
Пишите нам

О качестве российского образования и ЕГЭ-2015 рассказал в эфире "Липецк FM" Юрий Таран

5 февраля 2015г. 17:40 Образование
О качестве российского образования и ЕГЭ-2015 рассказал в эфире "Липецк FM" Юрий Таран
С 28 по 30 января в регионе прошли три мероприятия, все они были объединены одной сквозной темой - качество образования. Что это такое сегодня и как его измерить, какое образование может называться качественным? На эти и другие вопросы ответы – в эфире «Липецк FM». Накануне, 4 февраля, гостем программы «Визави» стал начальник областного управления образования и науки Юрий Таран.

- Недавно Липецк не надолго стал столицей образования России. Кто и откуда к нам приезжал, и зачем?
- 28 января у нас прошло совещание для 9 регионов ЦФО, посвященное ЕГЭ в 2015 году и государственной итоговой аттестации 9-классников. 29 января было большое Всероссийское совещание-семинар, посвященный качеству российского образования — как его измерить и что такое вообще качественное образование. А 30-го числа было открытое мероприятие — круглый стол, посвященный взаимодействию управленческих звеньев с системой образования. Для нас, для чиновников, чрезвычайно важно, чем наша работа вообще меряется. Ведь зачастую чиновники отчитываются количеством проверок, штрафов... Но это абсолютно неправильно. Ведь, например, если школу проверяют и несколько раз ее оштрафовали, и при этом ничего в школе не улучшилось, то значит, качество работы проверяющих органов не самое высокое.
Вот три такие глобальные совещания, три темы были объединены, и в Липецкой области собралось большое количество специалистов-чиновников, экспертов, преподавателей, которые достаточно откровенно обсуждали эти вопросы.
- Почему для проведения этих мероприятий была выбрана Липецкая область?
- Рособрнадзор достаточно часто выезжает в регионы. В этом году Рособрнадзор впервые провел конкурс на работы, на исследования, проекты, связанные с качество образования, и наш регион вместе с Новосибирском оказался победителем. Всего около двадцати регионов приняли участие: несколько десятков вузов, несколько десятков школ, несколько десятков просто физических лиц — преподавателей, учеников... И было определено 10 победителей в этом конкурсе, и Липецкая область, как субъект, и наше управление, как орган, стали победителями. Это очень приятно. Мы заявили наш проект, он называется «Достижение наивысшего качества образования». Это та премия педагогическим коллективам школ, которая у нас уже пять лет используется. Её получают лучшие школьные коллективы. Обычно это было в ноябре-декабре месяце, сейчас мы это уже не афишируем — просто издается приказ. До этого проводится большая конкурсная работа. Победитель получает весомый приз. Например, 44-я школа г. Липецка, 64-я, 19-я, 1-я гимназия... Еще целый ряд городских школ. Елецкий лицей №5, Хлевенский лицей, Боринский лицей, гимназия Липецкого района — не буду перечислять всех — около 30 школ - прибавка к оплате труда преподавателей в декабре очень весомая. 1,5 - 2 млн школа получает. Это премиальный фонд, и принципиальное было условие этого конкурса, что эти деньги идут не на укрепление материальной базы школы, то есть, не на компьютер, интерактивные доски, лыжи, футбольные мячи и реактивы для кабинетов химии. Это фонд оплаты труда, который делится между коллективом, и коллектив сам определяет, отдать всем, или тем, кто в успех школы в этом году внес самый значительный вклад. Я горд тем, что в большинстве коллективов не возникает споров по тому, как распределить эти немалые деньги. Когда педагоги получают премию в размере 50-70 тыс. руб., это серьезное событие.
- Честь отстояли, принимая такую солидную делегацию?
- Безусловно, принимая такую делегацию, честь отстояли. 76 регионов, свыше 200 человек, 16 моих коллег, все высшее руководство Рособрнадзора, представители Российской академии образования, Федеральный центр тестирования. В системе образования уже сложились определенные принципы проведения подобных совещаний, и наш регион впервые провел такую кампанию с точки зрения качества образования, но я думаю, вы помните, что в 2012-м году мы принимали Всероссийский конкурс «Учитель года», где было не меньшее представительство и где было не меньше уважаемых людей. Поэтому гости остались довольны и статусом мероприятия, потому что мы заседали в главном зале Липецкой области — зал заседаний администрации Липецкой области, и размещением, и самое главное — содержательным разговором, потому что мы, как профессионалы, как специалисты, были заинтересованы в том, чтобы в таком узком кругу не лукавить, не лицемерить, а говорить на эти злободневные темы откровенно.
- Первой темой дня была организация ЕГЭ в 2015-м году. Что-то новое предлагали? Утвердили?
- По поводу новшеств в ЕГЭ — уствердили все, что предлагали. Что называется, выстраданные изменения, те, которые поступили от граждан, от тех, кто сдавал ЕГЭ. Во-первых, изменился экзамен по математике. Все всегда говорили (а ведь ЕГЭ в России фактически с 2002 года, в Липецкой области — с 2003 года), о том, что математика для всех не может быть одинаковой. Есть гуманитарии, есть те, кто склонен к математическим наукам, и, естественно, освоения математики даже в школьной программе есть различные уровни. Кто-то готов работать только на «тройку», вторые работают только на «пятерку». Поэтому разделили математику на базовый и профильный уровень. Для того, чтобы закончить школу и получить аттестат, достаточно выбрать базовый уровень математики. Оценивается он по привычной 5-балльной системе. Если вы хотите связать свою жизнь с какой-нибудь инженерной специальностью, там где математика является вступительным экзаменом, вам, безусловно, надо выбирать математику профильного уровня, и она оценивается, как и в прошлые годы, по 100-балльной шкале.
Второе новшество — из экзамена по русскому языку убрали часть «А». Это так называемая тестовая часть, в которой надо было выбрать из нескольких вариантов один ответа. То, что в народе называли «угадайкой». Это, опять-таки, связано с теми вопросами, с той критикой, которые поступали от выпускников, от учителей русского языка и литературы, которые говорили, что к ЕГЭ можно не готовиться, ЕГЭ можно угадать. То есть, экзамен совершенствуется. Если ты учишься — тебе все равно повезет, и всё будет нормально. И , кстати, результаты наших ребят это подтверждают. Для справки: считается, что в 2014 году ЕГЭ сдавался максимально объективно за все годы его сдачи. И по большинству предметов липецкие школьники показали результаты выше среднероссийских. Это означает, что качество липецкого образования достаточно удовлетворительное. При этом мы прекрасно понимаем, что очень многие ребята, 11-классники, готовятся не только за школьной партой, но и в кабинетах репетиторов. Поэтому двойная поддержка со стороны учителя на уроке и репетитора после него дала хорошие результаты. Конечно, моя мечта, чтобы выпускники хорошо сдавали ЕГЭ без помощи репетиторов, потому что это дополнительные родительские деньги, которые можно было направить на другие более важные цели. И всё-таки образование будет по-настоящему качественным тогода, когда оно будет получаться непосредственно в школьном классе.
Есть еще одно новшество, хочу о нем сказать, оно касается небольшой группы липецких школьников, но достаточно принципиальное. Оно касается тех, кто будет сдавать иностранный язык. С этого года вводится новый уровень экзамена — это говорение. Устная часть. Раньше ее не было, и многие говорили, «как можно сдать язык только письменно?», и понятно, что для большинства людей знание английского, немецкого или французского языков, или даже испанского, который в липецких школах не преподается, но он есть в ЕГЭ, и у нас есть ребята, которые приезжают к нам из других регионов, как выпускники прошлых лет, по семейным обстоятельствам, и в прошлом году у нас несколько человек таких было, которые сдавали испанский язык. Так вот, как можно сдать язык только письменно? Но Федеральная служба услышала эти доводы, эти аргументы, разработала систему сдачи экзамена, и это практически аналог нашей с вами передачи, когда ребенок сидит перед микрофоном, и его ответы записываются на магнитофон, а потом уже несколько экспертов работают с этой аудиозаписью и выставляют оценки. Т.е., здесь, опять-таки, всё технически отработано, чтобы не было субъективного оценивания.
- Нужно ли видеонаблюдение за процессом сдачи экзамена? Насколько это эффективно?
- Видеонаблюдение за процессом сдачи ЕГЭ, с одной стороны, нужно и эффективно, потому что пока наши выпускники и их родители, ну честно говоря, пытаются получить оценку более высокую, чем заслуживет ученик, чем у него есть реальные знания. Но, если говорить абстрактно, то очень хочется, чтобы тот молодой человек, который получает аттестат зрелости, был честным, морально настроенным на то, чтобы не пользоваться шпаргалкой, подсказкой во время сдачи экзамена. Ведь мы получаем этих ребят в профессиональное образование, потом они становятся полноправными гражданами нашего общества. Но это всё слова, пока без видеокамер не получается. Но я могу сказать,что во многих регионах используются "глушилки" для мобильных телефонов, потому что телефон сейчас - главное средство, при помощи которого пытаются обойти правила проведения экзамена выпускники. Поэтому видеокамеры остаются, и, я думаю, пока наше общество не станет более нравственно честным, зрелым, камеры во время экзамена останутся. Опять-таки, могу сказать, что Россия здесь не оригинальна. Во время совещания демонстрировались видеокадры, был специальный репортаж, подготовленный российским телевидением, о сдаче подобного экзамена в КНР. Меры значительно жестче, чем у нас. Это меры сродни системе прохода контроля в аэропорту, когда идет полный досмотр, подавление сигнала, и для этого используются китайские спецслужбы.
- Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов сказал, что в этом году будет увеличена перекрестная проверка экзаменационных работ выпускников школ, показавших высокие результаты. Что это значит?
- Усиленная перекрестная проверка работ липецких выпускников, показавших высокие результаты будет означать то, что они будут проверяться не только липецкими экспертами, которые у нас в предметных комиссиях, а они еще будут проверяться экспертами из других регионов. Такая практика была всегда, но сейчас она стала более массовой. Называется объем примерно около 10% работ. И наши эксперты, члены предметных комиссий Липецкой области, проверяют работы, которые поступают из других регионов. Так как работы обезличены, то в лучшем случае, мы знаем регион. Естественно, ни ФИО ученика, ни номера школы они не знают. И я полностью поддерживаю данную практику, потому что даже в нашей области на маленьких экзаменах, когда сдают 200-300 человек, все-таки бывают моменты, когда у эксперта появляется соблазн воспользоваться своим правом и поставить незаслуженно высокий балл. Вот для того, чтобы этого не было, подобная перекрестная проверка. Кстати, даже на региональном этапе всероссийской олимпиады, на муниипальных этапах мы это делаем, и в прошлом году мы обменялись с Белгородской областью частью заданий. То есть, для липецкой олимпиады готовили задание белгородцы, а мы готовили для белгородцев. И я считаю,что это всё влияет на повышение объективности. 

Полностью интервью с Юрием Тараном в программе "Визави" можно послушать на нашем сайте.
Количество показов: 3373 Источник: Липецк FM
Система Orphus

Комментарии:

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте!