Вход
Пишите нам

Елена Шмелева: «Необходимо снизить бюрократическую нагрузку на ученых и создать новую модель аспирантуры»

8 сентября 2021г. 17:25 Общество
Елена Шмелева: «Необходимо снизить бюрократическую нагрузку на ученых и создать новую модель аспирантуры»
Член президиума Совета при президенте РФ по науке и образованию высказалась о бюрократической нагрузке на ученых. По ее мнению, порядок проведения конкурсов на научные исследования необходимо изменить. Сейчас деньги на проекты поступают под конец года, тогда же за них нужно и отчитаться. А времени на сами исследования уже не остается. И это неправильно, считает Елена Шмелева.

«Нужно изменить порядок проведения конкурсов на научные исследования. Проводить их либо в первом полугодии текущего года, либо, если необходимо провести их в конце года, сдвигать сроки предоставления отчетности на следующий год. Мы должны снизить бюрократическую нагрузку на наших ученых и исследователей, это напрямую связано с эффективностью их основной, научной деятельности», – отметила Елена Шмелева.

Кроме того, она предлагает и пересмотреть систему наказания ученых за формальные ошибки в отчетах. Науку и прогресс не должны «останавливать» бумажки. Эту инициативу поддерживают и липецкие ученые.

«Начало научной деятельности, если угодно, "научная молодость" – это очень ответственный период как в жизни исследователя, так и для государства, взращивающего будущего специалиста, способного обеспечить прогрессивное развитие своей страны. Начинающий ученый, чтобы не сломаться, не перегореть, наоборот, ощутить полное погружение в исследовательскую работу, должен оказаться в максимально комфортных условиях с точки зрения организации своего труда. Фактором, снижающим мотивацию заниматься наукой, безусловно, является бюрократизация уже первых шагов молодого ученого – во время учебы в аспирантуре, при реализации грантов для молодых ученых», - комментирует Иван Шевченко, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского.

И добавляет: «Угнетающим образом могут воздействовать и объемы отчетной документации, и ее запутанность, и особое внимание проверяющих инстанций к совершенно формальным позициям отчетов, и отсутствие понимания целесообразности подобной работы, отнимающей время, силы и нервы молодого специалиста, еще не имеющего толком какого-либо жизненного и профессионального опыта. Простота, логичность подготовки формальных документов, гибкость и человечность проверяющих структур и на организационном уровне очень облегчают жизнь исследователя, и психологически его не травмируют, что крайне важно, - отмечает Иван Шевченко.

Могу это подтвердить на собственном примере, имея опыт работы в течение нескольких лет над грантами Президента для молодых ученых. Электронный делооборот, контактность и оперативность справочной службы, приемлемые сроки для подготовки отчета, очень понятная его структура – как раз то, что надо в начале исследовательского пути», - поделился своим мнением Иван Шевченко, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского.
Кроме того, Елена Шмелева подняла и еще одну важную тему, которая также относится к научным кругам. Молодые учёные должны получить возможность реализовать свой потенциал, иметь возможность свободно проводить исследования – это поможет популяризировать науку.

«С 2012 года почти в полтора раза сократилось количество научных организаций, которые готовят аспирантов. Причем это произошло в том числе за счет организаций, где проводятся значимые научные исследования. Жесткие требования, установленные федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), зачастую неприменимы к научным организациям. Двойная регламентация аспирантуры через лицензирование и аккредитацию сыграла плохую роль», - отметила Елена  Шмелева.
И выход Елена Шмелева видит в создании новой модели аспирантуры.

«Новая модель должна предполагать более высокую мобильность учёных - как внутри России, так и международную. Новые федеральные государственные требования, при нашем участии в их разработке, должны дать возможность реализовывать программы аспирантуры несколькими научными, образовательными организациями. Это повысит интерес молодежи к научной деятельности», - резюмировала она.  

Количество показов: 522 Источник:
Система Orphus

Комментарии:

Для добавления комментариев необходимо авторизоваться на сайте!