17 октября в 16:00 в Липецком областном художественном музее открывается выставка «Мир искусства - мир театра» из фондов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства Термин «Мир искусства» объединяет целый комплекс художественных явлений конца XIX – первой четверти XX века. В 1898 году в Петербурге стал выходить литературно-художественный журнал с названием «Мир искусства». Это был первый издательский опыт небольшого кружка столичных художников А.Н.Бенуа, Е.Е.Лансере, К.А.Сомова. Журнал дал жизнь целому направлению в русском искусстве начала XX века. Появлению журнала предшествовала выставка русских и финских художников, ставшая первым выступлением группы, окончательно оформившейся в художественное объединение к 1910 году. Помимо станковой живописи и графики деятели объединения много работали в театре. В области театрально-декорационного искусства творчество художников «Мира искусства» и их единомышленников стало важной вехой не только русского, но и мирового искусства. Прежде всего, безусловно, это связано с оформлением спектаклей «Русских сезонов» С.П.Дягилева в период 1909 - 1920-х годов. В конце XIX века в императорские театры впервые были приглашены работать профессиональные художники-станковисты. В 1901 году главным декоратором петербургских императорских театров был назначен А.Я.Головин, с 1900 года для императорских театров стал работать уже получивший широкую известность К.А.Коровин. Оба они стали основателями глобальной реформы театрального дела на рубеже веков и подняли декорационное искусство на невиданную до того высоту. Головин и Коровин выставляли свои работы на выставках, организованных С.П.Дягилевым, а Головин стал одним из участников «Русских сезонов», приняв участие в знаменитой постановке «Бориса Годунова» с Шаляпиным в заглавной роли, а также в новаторской «Жар-птице» И.Ф.Стравинского. Театр манил А.Н.Бенуа и Л.С.Бакста. Они мечтали о полноправном участии в создании театрального зрелища, мыслили себя создателями спектакля. Для Бенуа таким важным опытом стал балет «Павильон Армиды». Либретто написал сам художник. Премьера состоялась на сцене Мариинского театра в 1907 году. В этой постановке мирискусники впервые встретились с хореографом-новатором М.М.Фокиным. Совместная работа Фокина и Бенуа стала отправной точкой для возникновения идеи «Русских сезонов» и через полтора года постановка была перенесена на подмостки Парижского театра Шатле. Большая часть балетов первых сезонов шла в декорациях и костюмах Л.С.Бакста. Ни один из художников не проявил себя в «Русских сезонах» так полно и исчерпывающе, как он. Истинной сферой деятельности Бакста были не декорации, но театральные костюмы. В эскизах к ним он создал свой собственный, законченный художественный стиль. Первым из художников, Бакст изображал фигуры в активном движении. На выставке представлены не только эскизы декораций и костюмов, но и подлинный сценический костюм, выполненный в пошивочных мастерских императорских театров. Это костюм куклы-японки для балета «Фея кукол», одной из первых работ Бакста в театре. Последняя экспозиция «Мира искусства» состоялась в 1924 в Ленинграде, в Аничковом дворце. Ей предшествовал выход книги А.Н.Бенуа «Возникновение «Мира искусства», где художник подвел итоги и дал характеристику этому направлению, уже уходящему в историю. Выставка сформирована из фондов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства и бывшей коллекции Нины и Никиты Лобановых-Ростовских, в 2013 году переданной музею Международным благотворительном фондом «Константиновский». Экспозиция включает подлинные эскизы декораций, занавесов, костюмов художников круга «Мира искусства», сами сценические костюмы по их рисункам, фотографии, в которых запечатлены сцены из прославленных спектаклей, а также фотопортреты тех, кто составил славу русского театра в те далекие годы более 100 лет назад.