Сегодня завершается отбор проб воздуха на магистралях города. Он начат 21 апреля в целях оценки эффективности автоматизированной системы управления дорожным движением «Зеленая волна» (АСУДД). Как известно, она поэтапно внедряется в Липецке с 2003 года и включает в себя подсистему оперативного анализа состояния окружающей среды. В настоящее время в систему включены 75 светофорных перекрестков на основных магистралях города, 25 газоанализаторов и 10 детекторов транспорта, которые в он-лайн – режиме передают в администрацию Липецка информацию о загазованности и количестве транспорта на перекрестках областного центра. Как отметили в управлении экологии, Липецк – единственный город в России, где ведется непрерывный контроль за объемами выбросов от автотранспорта. Данные «Зеленой волны» помогают в регулировке «длительности горения» зеленого света светофоров, что позволяет при соблюдении скоростного режима увеличить пропускную способность магистралей, свести к минимуму задержки транспорта у перекрестков и, тем самым, уменьшить загрязнение воздушной среды выхлопными газами. Чтобы опровергнуть мнение скептиков, считающих АСУДД неэффективной, управлением экологии администрации Липецка совместно с департаментом транспорта и областной передвижной экологической лабораторией ОКУ «Гидротехнические комплексы» дважды в день ведутся исследования состояния атмосферного воздуха на двух загруженных автотранспортом перекрестках города: ул. Космонавтов – ул. Терешковой и ул. Космонавтов – ТЦ «Ноябрьский». При этом систему включали и включали. Для исследования определены три ингредиента, образующиеся в выхлопных газах в наибольших концентрациях: оксид углерода, диоксид азота и формальдегид. Лаборатория ОКУ «Гидротехнические комплексы» по итогам отборов проб воздуха проведет лабораторные анализы для получения объективных данных. Как сообщила начальник управления экологии Марина Соловьева, результаты будут готовы в начале следующей недели. Мероприятия по оценке работы АСУДД уже проводились в Липецке в 2006 и 2009 годах. Они показали, что эффективность «Зеленой волны» на разных перекрестках и по различным загрязняющим веществам тогда достигала 20-60%. Следует отметить, что в 2009 году в Липецке насчитывало 147,5 тыс. единиц автотранспорта, в то время как сегодня эта цифра достигла значения в 194,5 тыс. единиц. Учитывая изменившуюся ситуацию, администрацией Липецка заключен муниципальный контакт на модернизацию АСУДД, в которую войдут предложения по замене оборудования в светофорных объектах, расчету режимов работы светофоров, установке дополнительных газоанализаторов и детекторов транспорта. Предполагается, что в дальнейшем проект станет одним из составляющих компонентов «Программы по совершенствованию городских транспортных систем в РФ», совместно реализуемой на территории Липецка Минтрансом РФ и Всемирным банком.