В России снижается число цифровых преступлений
«Распространение интернета, современных средств связи и цифровых решений, безусловно, дает импульс развитию многих отраслей экономики и социальной сферы, существенно упрощает повседневную жизнь, но вместе с тем ставит новые вызовы. Злоумышленники, используя информационные технологии и доверие людей, пытаются получить доступ к их личным кабинетам и банковским счетам, завладеть имуществом», – сказал в начале стратсессии Михаил Мишустин.
По поручению президента России правительство создает комплексную систему противодействия цифровым преступлениям, чтобы минимизировать риски для граждан. Работа ведётся по нескольким направлениям. Так введена маркировка входящих звонков от бизнеса. На экране смартфона теперь должно высвечиваться, от какой компании они поступают. Госорганы, кредитные организации, сотовые операторы, цифровые платформы, такие как маркетплейсы, не имеют права информировать граждан и общаться с клиентами через зарубежные мессенджеры.
С августа операторы связи передают сообщения с данными, нужными для входа на портал госуслуг, только после окончания телефонного разговора. С момента, когда начала действовать эта мера, заблокировано уже свыше 13 млн таких СМС. Вызовы с подмененных номеров теперь пресекаются на уровне сети и не доходят до абонента. Расширяется и набор инструментов, которые помогают гражданам самостоятельно защитить себя и свои средства.
«Самозапрет на кредиты входит в число самых популярных у граждан инструментов для защиты от мошенников. Его уже установили свыше 20 млн россиян с 1 марта этого года. То есть на сегодняшний день более 1 млн человек ежемесячно оформляют самозапрет на выдачу кредитов и займов. Вместе с тем порядка 1 млн россиян установили самозапрет на выдачу новых СИМ-карт. Так, в случае утери документов или других инцидентов у злоумышленников не получится оформить СИМ-карту на имя человека и, как следствие, использовать её в мошеннических схемах. Сервис доступен с 1 сентября этого года», – сообщил заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Григоренко.
При желании граждане могут отказаться и от рекламных СМС-рассылок и обзвонов, которые часто применяются для навязывания сомнительных предложений. На портале госуслуг есть отдельный сервис «Защита от мошенников в сети». Им воспользовались уже более 3 миллионов человек.
Банки внедрили системы анализа транзакций, которые в режиме реального времени предупреждают клиентов о подозрительных операциях и останавливают их. А с помощью автоматизированных систем защиты, так называемых антифрод-систем, в прошлом году было предотвращено свыше 27 млн операций, совершаемых без добровольного согласия клиентов. Почти в два раза больше, чем годом ранее. Сотовые операторы применяют инструменты анализа трафика, позволяющие в реальном времени блокировать мошеннические вызовы.
«В результате уже принятых мер впервые с июля текущего года зафиксировано снижение количества зарегистрированных цифровых преступлений. За 10 месяцев их общее число уменьшилось на 9,5% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. А если сравнивать октябрь к октябрю, то падение составляет почти четверть», – сообщил председатель правительства РФ Михаил Мишустин.
При этом работа не останавливается. Готовится комплекс законодательных решений, который позволит усилить борьбу с цифровыми преступлениями и ускорить их расследование. По поручению президента идет формирование единой государственной информационной системы, которая обеспечит взаимодействие банков, операторов связи, цифровых платформ и правоохранительных органов.
«Защита граждан должна быть максимально эффективной. При этом надо создавать такие условия, при которых технологии используются для безопасности людей, а не против них», – отметил Михаил Мишустин.