Как Липецкая область справилась с дистанционным обучением школьников во время пандемии
В целях недопущения распространения коронавирусной инфекции на территории Липецкой области с 10 марта 2020 года введен режим повышенной готовности по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации.
С 11 марта в школах, учреждениях дополнительного образования детей, учреждениях среднего профессионального образования и высшего образования образовательный процесс в очной форме приостановлен, организовано электронное обучение. В работе школьники и педагоги использовали целый ряд программных продуктов:
— «Электронный дневник», «Электронный журнал» информационной системы «Барс.Электронная Школа»
— Интерактивная образовательная онлайн-платформа Учи.ру
— Коммуникационная программа-клиент Skype для бизнеса
— Образовательный онлайн-ресурс ЯКласс
— Информационно-образовательная среда с полным школьным курсом уроков «Российская электронная школа»
— Цифровая платформа персонализированного обучения Яндекс.учебник
В школе № 48 г. Липецка внедрена система дистанционного обучения на базе системы электронного обучения LMS Moodle. Школы области начали масштабно подключаться к проекту «Цифровая платформа персонализированного обучения».
В марте тысячи липчан присоединились к онлайн-марафону «Виртуальный урок». Это совместный проект регионального управления образования и науки и педагогов Липецкой области. Занятия проходили ежедневно по будням на сайте управления и в социальной сети «ВКонтакте». Их проводили победители Конкурса лучших учителей Российской Федерации нацпроекта «Образование», лауреаты и абсолютные победители регионального конкурса профессионального мастерства «Учитель года», преподаватели Центра поддержки одаренных детей «Стратегия». В онлайн-марафоне приняли участие все муниципалитеты региона. Так, липецкие педагоги смогли поделиться приемами дистанционного образования и совместно вырабатывать правильный подход к качественному обучению школьников.
Онлайн- эстафету подхватили и дошкольные образовательные учреждения региона. С 6 апреля в Липецке начал работу проект «Виртуальный детский сад». Педагоги липецких детских садов первыми в стране начали реализовывать дистанционное обучение дошкольников. Для детей всех возрастных групп были доступны занятия по лепке и рисованию, развитию речи и ознакомлению с окружающим миром, физическому и музыкальному развитию. Видеозанятия воспитатели размещали на сайтах садиков, в группах различных мессенджеров или соцсетей. Это помогало родителям организовать досуг своих детей и позволило открыть для них новые знания. Специалисты Агентства стратегических инициатив высоко оценили опыт липецкого детсада № 20. Шаги и результаты внедрения проекта «Виртуальный детский сад» разместили на платформе АСИ «Смартека» в разделе антикризисных практик и решений.
В освоении дистанционного обучения учителям, ученикам и их родителям помогали студенты Липецкого государственного педагогического университета. По инициативе и. о. начальника управления образования и науки Липецкой области Л. А. Загеевой и ректора ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского Н. В. Фединой запущен проект «Цифровые волонтеры ЛГПУ- учителям, ученикам и их родителям».
«Возникла ситуация востребованности круглосуточной цифровой помощи. В нашем университете была создана горячая линия круглосуточной цифровой волонтерской поддержки. Наша волонтерская группа в основном состояла из студентов магистратуры. Очень важно, что оказывали помощь именно студенты — с нами ни родители, ни учителя, ни ученики не испытывали какой-либо скованности ввиду нехватки у них каких-то профессиональных знаний. Мы настраивали видеоуроки и записи видеоуроков, занимались обучением малых волонтёрских групп в школах, помогали с дистантом в детсадах», — рассказал студент ЛГПУ Николай Зибров.
Кроме того, в ходе проекта обнаружились проблемы и психологического характера — преимущественно родители были не готовы ко всем испытаниям дистанционного обучения. Поэтому у «Волонтёров просвещения» ЛГПУ имени П.П. Семенова-Тян-Шанского появилось психологическое направление — открылся сервис для родителей «Психология и педагогика дистанционного обучения», стартом которому стала консультация психологов в прямом эфире.
При организации образовательного процесса в условиях карантинных мероприятий был учтен и тот факт, что не у всех учеников дома есть доступ к сети Интернет. Обучение таких школьников осуществлялось по индивидуальной образовательной траектории. Главное условие — соблюдение всех санитарных предписаний.
«В целом по всем ступеням обучения дистанционными формами с использованием электронных сервисов было охвачено более 76% обучающихся. Волонтерское движение в Липецкой области развивается в соответствии с потребностями региона и глобальной образовательной повесткой», — отметила исполняющая обязанности начальника управления образования и науки Липецкой области Лилия Загеева.