Образование в России приведут к «золотому стандарту»
Содержание учебных программ и учебников должно стать единым по всей стране.
Для этого в Госдуме разработали поправки в закон «Об образовании в РФ». Министерство Просвещения их уже поддержало.
«Закон «Об образовании» описывает учебную программу как примерную, рекомендательную, а там, где нет обязательного, отсутствует конкретика», – сказала председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по просвещению Ольга Казакова. Она также отметила, что российское образование необходимо от этого оградить и выстроить четкую вертикаль процессов, которые происходят в школе.
По мнению экспертов, «золотой стандарт» поможет укрепить в России единое образовательное пространство, освободит педагогов от лишней бюрократической нагрузки, систематизирует и сделает понятным и прозрачным для любого родителя содержание школьной программы, усилит роль воспитательного направления в школе. При этом школы, использующие инновационные методики обучения, сохранят возможность дополнять и развивать программы.
В первую очередь изменения коснутся учебников: их содержание будет единым. Контролировать разработку единых учебников будет государство, а их созданием займется Минпросвещения РФ. В итоге содержание учебников будут размещать в открытом доступе, а разные издательства по-прежнему смогут их печатать. Стоит отметить, что линеек учебников станет меньше, повысится качество их наполнения.
«Динамика развития общества очень высока, к тому же стимулируется национальными проектами, и это вызывает постоянное увеличение количества предметов, их усложнение и, как следствие, возрастание интеллектуальной и эмоциональной нагрузки на учащихся. Пусть «золотой стандарт» послужит «золотой серединой» и обеспечит единообразие как учебников, так и ценностных ориентаций, – поделилась своим мнением Соловьёва Наталья Юрьевна, педагог с 30-летним профессиональным стажем, психолог, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Гуманитарные и естественнонаучные дисциплины» Липецкого филиала РАНХиГС. - Уверена, что единое образовательное пространство создаст общую педагогическую платформу общения, сохранит и позволит распространить инновационные методики, позволит дополнять и развивать программы не за счёт их количества, а за счёт улучшения качества».
Как рассказала Алла Волкова, учитель информатики и физики, заместитель директора гимназии № 12 г. Липецка, Заслуженный учитель РФ, вопрос стандартов давно звучит в педагогической среде. И каждый раз ведутся дискуссии: нужно ли давать конкретику в этих стандартах или нужна стандартизация требований к результатам на уровне образования. Чаще всего сложности возникают у ребенка, который переходит из одной образовательной организации в другую, потому что у школ есть право самим составлять учебный план.
«Например, изучение одного и того же предмета в разных школах может начинаться в разных классах. Конечно, школьник не должен становиться заложником этой ситуации, - добавила она. - Вместе с тем такая жесткая стандартизация содержания учебников может привести к тому, что у педагога не будет возможности самостоятельно корректировать рабочую программу под особенности класса. И если данный вопрос будет проработан, то это будет хорошим подспорьем и помощью для учителя, родителей и, прежде всего, для самого ребенка».
Таким образом, «Золотой стандарт» облегчит жизнь учителям, школьникам и родителям.
Для этого в Госдуме разработали поправки в закон «Об образовании в РФ». Министерство Просвещения их уже поддержало.
«Закон «Об образовании» описывает учебную программу как примерную, рекомендательную, а там, где нет обязательного, отсутствует конкретика», – сказала председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по просвещению Ольга Казакова. Она также отметила, что российское образование необходимо от этого оградить и выстроить четкую вертикаль процессов, которые происходят в школе.
По мнению экспертов, «золотой стандарт» поможет укрепить в России единое образовательное пространство, освободит педагогов от лишней бюрократической нагрузки, систематизирует и сделает понятным и прозрачным для любого родителя содержание школьной программы, усилит роль воспитательного направления в школе. При этом школы, использующие инновационные методики обучения, сохранят возможность дополнять и развивать программы.
В первую очередь изменения коснутся учебников: их содержание будет единым. Контролировать разработку единых учебников будет государство, а их созданием займется Минпросвещения РФ. В итоге содержание учебников будут размещать в открытом доступе, а разные издательства по-прежнему смогут их печатать. Стоит отметить, что линеек учебников станет меньше, повысится качество их наполнения.
«Динамика развития общества очень высока, к тому же стимулируется национальными проектами, и это вызывает постоянное увеличение количества предметов, их усложнение и, как следствие, возрастание интеллектуальной и эмоциональной нагрузки на учащихся. Пусть «золотой стандарт» послужит «золотой серединой» и обеспечит единообразие как учебников, так и ценностных ориентаций, – поделилась своим мнением Соловьёва Наталья Юрьевна, педагог с 30-летним профессиональным стажем, психолог, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Гуманитарные и естественнонаучные дисциплины» Липецкого филиала РАНХиГС. - Уверена, что единое образовательное пространство создаст общую педагогическую платформу общения, сохранит и позволит распространить инновационные методики, позволит дополнять и развивать программы не за счёт их количества, а за счёт улучшения качества».
Как рассказала Алла Волкова, учитель информатики и физики, заместитель директора гимназии № 12 г. Липецка, Заслуженный учитель РФ, вопрос стандартов давно звучит в педагогической среде. И каждый раз ведутся дискуссии: нужно ли давать конкретику в этих стандартах или нужна стандартизация требований к результатам на уровне образования. Чаще всего сложности возникают у ребенка, который переходит из одной образовательной организации в другую, потому что у школ есть право самим составлять учебный план.
«Например, изучение одного и того же предмета в разных школах может начинаться в разных классах. Конечно, школьник не должен становиться заложником этой ситуации, - добавила она. - Вместе с тем такая жесткая стандартизация содержания учебников может привести к тому, что у педагога не будет возможности самостоятельно корректировать рабочую программу под особенности класса. И если данный вопрос будет проработан, то это будет хорошим подспорьем и помощью для учителя, родителей и, прежде всего, для самого ребенка».
Фундаментальный подход к учебной программе обеспечит равные условия получения образования. Благодаря единым стандартам родителям станет легче контролировать качество образования ребенка, а школьники смогут получить знания высокого уровня независимо от материального положения семьи, расположения школы или переездов.