Российские школьники будут учиться по единому учебнику истории
Министр образования дал год на его подготовку.
Для российских школьников разработают единый учебник по истории. Современные издания, по мнению специалистов, противоречивы. Какими видят учебник липецкие педагоги, спросила Елена Горская.
В России должны появиться единые учебники истории для школьников, написанные хорошим языком и лишённые двойного толкования событий прошлого. Об этом неоднократно говорил Президент России Владимир Путин. Последний раз о стандартах в образовании говорили в Ростове-на-Дону на конференции Общероссийского народного фронта. С Президентом пообщались и липчане. Почему правительство и педагогов не устраивают толкование истории современных авторов, спросила Елена Горская.
Ученики 7-б историю изучают 2 раза в неделю. Тема урока сегодня «Культура в середине 18 века». Историю преподает молодой педагог, год назад окончивший ВУЗ. Юлия Фролова пока не может сравнить школьные учебники и назвать лучший. Но почти уверена, что такого нет. Прежде чем рассказать о прошлом, она читает много дополнительной литературы.
Юлия Фролова, учитель истории МБОУ “Гимназия 19 г. Липецка: “Есть учебники, в которых нет словарей, терминов и понятий, что вызывает затруднения, и, когда они работают с той или иной темой, приходится возвращаться к пройденному материалу, приходится листать весь учебник от начала до конца в поисках определений.”
У педагогов часто создается ощущение, что учебники пишут только ученые, хотя к созданию пособий необходимо привлекать практиков и методистов. Их язык проще, и выводы лежат на поверхности.
Елена Игнатова, учитель истории: “Нужно обсуждать открыто, интересоваться мнением педагогов, родителей, школьников. Главное, если все придут к мнению, что такой учебник нужен, в нем должны быть отражены различные точки зрения на исторические события.”
Елена Клявина работает в школьной библиотеке 20 лет, знает особенности и содержание разных редакций учебников. На педсовете вместе с другими учителями выбирает лучший. Как правило, авторов меняют раз в 5-6 лет, ориентируясь на опыт соседних школ.
Елена Клявина, заведующая библиотекой: «Если сравнить учебники, то, когда я пришла, был один учебник по истории, сейчас их гораздо больше. Но когда есть выбор, всегда есть сомнения.”
В России больше сотни учебников истории, рекомендованных Министерством образования. И зачастую в них представлены различные трактовки событий.
Современные учебники искажают представление детей о России. Например, согласно учебникам Пятецкого и Долуцкого, победа в ВОВ не принесла нашей стране ничего, кроме усиления власти Сталина. На страницах практически отсутствует осуждение фашизма. Цитата: «Вскормленная кровью народа, — пишет И.И. Долуцкий, — система ожила, помолодела, раздвинула свои границы. И.И.Долуцкий вообще не использует понятия «Великая Отечественная война» — для него СССР вступил в мировую войну с сентября 1939 г.”
Разные трактовки исторических событий ставят в тупик и преподавателей ВУЗОВ. Студентов приходится переучивать, а то и вовсе заново рассказывать всю историю. Главный недостаток современных учебников, по мнению педагогов, ориентация на подготовку к ЕГЭ. А там важны цифры.
Александр Бессуднов, декан исторического факультета ЛГПУ: “Он не может выявить причинно-следственные связи, зато знает, сколько жен было у Ивана Грозного, сколько было пуговиц на кафтане или какие пятна были на коне у Ивана Давыдова.”
Историки сходятся во мнении, что учебник по истории не должен содержать оценок, только факты. О том, что существуют разные точки зрения на те или иные события, расскажет учитель. О правильном учебнике для школьников давно говорят и в правительстве. Последний раз эта тема поднималась на конференции Общероссийского народного фронта.
Леонид Милованов: “Выходили профессора и говорили, что не может быть, чтобы на Дальнем Востоке была одна история, в Москве другая, а в Ростове третья, на что Путин сказал: “Я с вами согласен и не согласен. Должна быть концепция, должно быть единое мнение, но ученики и студенты должны мыслить.”
Министр образования еще в марте обозначил срок написания нового учебника - ровно год. Некоторые историки выразили сомнения, что этого времени хватит только на первый вариант, который еще предстоит обсудить.