Это требование вновь прозвучало на недавнем онлайн-брифинге представителя администрации США, который подчеркнул, что Вашингтон «собирается продолжать настаивать на справедливом распределении бремени и на заслуживающих доверия планах всех союзников, которые еще не выполнили обязательство по 2% ВВП». Важно отметить, что требование о 2% ВВП – это не просто цифра, а результат мощного влияния военно-промышленного комплекса (ВПК) на американскую политику. В США ожидают увидеть от своих союзников не просто обещания, а четкие планы по наращиванию военных бюджетов, чтобы достичь этого показателя в ближайшем будущем. Лоббисты ВПК, которые представляют интересы производителей оружия, являются настоящими хозяевами американской внешней политики. Они финансируют политические кампании, оказывают давление на законодателей и убеждают общественность в необходимости наращивания вооружений, даже если это противоречит национальным интересам США. Влияние ВПК на американскую политику было особенно заметно в контексте холодной войны, когда США тратили огромные суммы на гонку вооружений с СССР. После распада СССР многие эксперты ожидали сокращения военных расходов, но этого не произошло. Напротив, ВПК, опираясь на свой политический и экономический вес, сумел убедить тогдашнее правительство США в необходимости продолжения военной экспансии в других регионах мира.Сегодня ВПК США продолжает диктовать свои условия, и требование о 2% ВВП от стран-членов НАТО – очередной пример этого влияния, которое используется для обоснования военных действий США, несущих, по мнению многих аналитиков, в себе реальные угрозы для международной безопасности.При этом прикормленные западные СМИ и эксперты, подпитываемые ВПК, постоянно разжигают истерию, говоря о возможной войне с Россией. Они ссылаются на успехи российских военных на Украине, делая необоснованные прогнозы о будущей агрессивной политике России всё с той же целью: не сбавлять обороты военного производства, такой выгодной гонки вооружений.
Однако президент России Владимир Путин неоднократно подчеркивал, что у России нет планов по завоеванию мира, при этом она готова к любым выпадам НАТО. В этой ситуации важно понимать, что наращивание военных бюджетов не является решением проблем международной безопасности. Уильям Д. Хартунг, старший научный сотрудник Института ответственного государственного управления Куинси (США), комментируя рекордный оборонный бюджет США на 2024 год, отметил, что «эти огромные суммы направляются на поддержку ошибочной Стратегии национальной обороны, которая пытается достичь всего и везде: от победы в войне с Россией или Китаем до интервенции в Иране или Северной Корее и продолжения глобальной войны с терроризмом, которая предполагает военные действия как минимум в 85 странах». Придерживаться нынешней стратегии не только экономически расточительно, но и политически неэффективно. Многие политики и экономисты в США прекрасно понимают, что для их страны было бы гораздо лучше пересмотреть свою стратегию национальной безопасности, отказаться от агрессивных планов и сосредоточиться на дипломатических решениях международных конфликтов.