Запах чабреца, убаюкивающее пение птиц. Над головой - мирное небо. Первое впечатление об этом месте обманчиво. Земля пропитана кровью солдат и мирных жителей. 25 января 43-го фашистские оккупанты зверски убили почти 200 советских граждан. Тамара Непряхина под Волово приехала спустя 82 года, чтобы помочь найти каждого.

«Грустно, на самом деле. Люди зачастую лежат и в оскверненных могилах, и сожженные, и расстрелянные. Находим очень старых людей с травмами, которые тоже служили несмотря на них и наоборот. Буквально, детей, подростков, у которых еще совсем не стерты зубы, то есть видно, что это очень молодые люди», – рассказала участница поискового движения России Тамара Непряхина.

В Великую Отечественную здесь был концлагерь. В конюшню согнали мирных жителей стариков, женщин, детей. В жутком холоде и голоде их держали несколько месяцев. Жизнь узников Шатиловского лагеря оборвалась, когда к Ожоге с боями подступала Красная армия. Начался артобстрел, и немцы подожгли барак с соломенной крышей. Люди в панике пытались выскочить через доски, которыми заколотили вход. Но их ждали пулемётные очереди.

«На сегодняшний день мы не знаем точно, когда был открыт этот лагерь, когда он был организован, какое количество человек через него прошло, мы не знаем судьбу останков, сгоревших в пожаре, который произошел в конце января 43-го года. Есть несколько версий, где они могут быть, но точной информации нет», – рассказал заместитель директора областного краеведческого музея Андрей Лакизюк.

В сезон - с весны по осень в этих местах можно встретить лагерь поисковых отрядов. На кадрах липецкие «Неунываки». Один из старейших поисковых отрядов страны. В этом году им исполнилось уже 60 лет. Поисковики за эти годы подняли больше 22 тысяч солдат. У семи тысяч удалось восстановить имя.

«Здесь нестандартный такой поиск обычно мы по боевым местам работаем, а здесь так получилось нашли в архивах данные, зацепились за останки и работаем. Сложно конечно металла нет, глубина большая, но ищем вчера четверых нашли. Первые находки вызывают страшноватые чувства, потом притыкается, останки чаще всего бывают с повреждениями и понимаешь, что люди прошли в то время», – рассказал командир, поисковик экспедиционного клуба «Неунываки» Евгений Присекин.

Найти именной медальон или любую другую вещь, по которой можно узнать о бойце и найти его родных, сейчас большая удача - слишком много времени прошло. Но и такие случаи тоже встречаются. Главная же цель - найти всех, кто принял здесь смерть. Работа очень кропотливая, почти ювелирная.

Сколько останков на этом поле, и многих других таких же - информации нет. Очевидно одно - в ближайшее время поисковые работы не прекратятся.