Наталья Соловьёва: «YouTube превратился в инструмент информационной войны»
Продолжая тему возможной блокировки видеохостинга на территории России, хотим привести мнение еще одного эксперта. Своим взглядом на действия владельцев YouTube поделилась психолог, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Гуманитарные и естественнонаучные дисциплины» Липецкого филиала РАНХиГС:
«Думаю, что все согласятся с тем, что движение современного общества от индустриального к информационному сопровождается лавинообразным увеличением количества информации во всех сферах деятельности. Информационная грамотность – день вчерашний, если рассуждать об объёмах и способах накопления знаний. Индивидуальные потребности в информации, умение её находить и неоднократно использовать, управление информационными потоками, свободное владение компьютером в настоящее время присуще большинству людей, но у многих ли сформирована способность критически осмыслять эту информацию?
Критическое мышление ориентировано не на накопление и даже не на доказательство определённых идей и тезисов, а на поиск истины. Получаемые факты подвергаются тщательному анализу и осмыслению, оценивается правдоподобность поступающей информации и делаются выводы о её истинности. Более того, критически мыслящие люди склонны анализировать и переосмысливать не только новую информацию, но и уже известные факты, и обнаруживать собственные ошибочные заблуждения.
Наверное, все мы думаем, что умеем мыслить критически. Но в действительности такая способность присутствует лишь у небольшого количества людей. Мы склонны опираться на стереотипы и придерживаться заранее выбранной или навязанной извне точки зрения, чтобы снизить уровень стресса, часто считаем более правильными те утверждения, которые выгоднее или приятнее для нас самих, нетребовательны к аргументации, непоследовательны и бессистемны. Я бы сказала, что подавляющее большинство людей ведут себя как дети, глотая все подряд и превращая свою голову в свалку ненужной и часто вредной информации, чем целенаправленно пользуются специально настроенные на разрушение мировоззрения информационные каналы. К сожалению, одним из таких инструментов стал YouTube. Имея миллионы пользователей и возможность манипулировать сознанием масс, он превратился в инструмент информационной войны, направленный на людей, не способных быстро анализировать информацию, оценивая её адекватность и достоверность», - отметила Соловьёва.
Как мы видим на практике, о достоверности и адекватности можно говорить всё меньше. Каналы российских СМИ уже заблокированы, под запрет видеохостинга попал и официальный канал Госдумы РФ. При этом антироссийского и откровенно экстремистского контента наоборот – все больше.
«Что делать в сложившейся ситуации? Я думаю, что стоит развивать критическое мышление. Критически мыслящий человек любую ситуацию рассматривает с разных ракурсов и оценивает её не с позиции личных предпочтений, а с позиции социальной справедливости и адекватности, старается получить достаточное количество убедительных аргументов, чтобы самостоятельно сформировать свою точку зрения. Осмысливая информацию, задает себе простые вопросы. Например, такие как: «С какой целью я это сейчас изучаю? Что и откуда мне уже известно? Что я упускаю из виду? Кто автор данной статьи? С какой целью написана и опубликована статья?».
Манипуляции сознанием вовсе не новый подход в психологии и YouTube не первый и не единственный «деятель». Надеюсь, что тот полезный и важный информационный контент, который есть в этом видеохостинге, в конечном счёте пересилит, ну а если нет – «Прощай!», - подытожила Наталья Соловьёва.