Навязать ненужные услуги в банках станет тяжелее
С начала года в Банк России поступили четыре жалобы от жителей Липецкой области на недобросовестное поведение сотрудников кредитных организаций. По словам обратившихся, банкиры предлагали одни финансовые услуги под видом других, предоставив клиентам неполную информацию о рисках. То есть занимались мисселингом.
Из них два обращения связаны с возможным навязыванием продажи полисов инвестиционного страхования жизни (ИСЖ). Это не только страховка от несчастных случаев, но и вложение денег в акции, облигации и другие активы. Данная услуга не входит в систему страхования вкладов и доходность по ней не гарантирована, однако сотрудники банков не всегда об этом упоминают.
Как отмечают в Липецком отделении Банка России, чтобы избежать неприятных сюрпризов, необходимо обязательно прочитать документы перед их подписанием. Но лучше еще перед походом в финансовую организацию определиться, конкретно какой услугой планируете воспользоваться, например, открыть вклад или взять кредит.
– Если вы или ваши родные столкнулись с фактом мисселинга, то можете обратиться с жалобой в Банк России через Интернет-приемную на сайте cbr.ru. В заявлении нужно подробно описать ситуацию с указанием даты и конкретных лиц, – рассказала и.о. управляющего Липецкого отделения Банка России Татьяна Божко.
Есть еще варианты – написать заявление в Роспотребнадзор или правоохранительные органы. Если вы считаете, что имели место противозаконные действия, можно также обратиться в суд. В этом случае пригодится наличие аудио- или видеозаписи вашего общения с менеджером. С помощью современной техники сделать ее несложно, главное, обязательно предупредить об этом банковского сотрудника.
Отметим, что ИСЖ – легальный способ распорядиться своими деньгами, но когда его навязывают вместо открытия или продления вклада, это является нарушением. Чтобы снизить риски от недобросовестного поведения работников кредитных организаций, Банк России выступил с инициативой, которая сейчас обсуждается участниками рынка, о предоставлении гражданам специального информационного документа перед оформлением договора.