Состоялось заседание Совета при полномочном представителе Президента России в Центральном федеральном округе. Рассматривались вопросы поддержки многодетности, многодетных семей и совершенствования мер демографической политики в рамках округа, а также предложения для рассмотрения на федеральном уровне. Под эгидой Ассоциации ЦФО решено создать Институт демографической политики. Совет ЦФО, объединяющий глав регионов округа, прошёл при участии представителей также научного и предпринимательского сообщества. На заседании выступила заместитель председателя Государственной Думы Анна Кузнецова. Открывая заседание, полпред Президента РФ в ЦФО Игорь Щёголев отметил, что сегодня мы находимся в крайне непростой и одновременно уникальной ситуации. Полпред напомнил слова Главы государства о том, что образ будущего для России – «крепкая, благополучная семья, в которой растут двое, трое, четверо и больше детей». Это и есть ключевое условие для достижения национальной цели развития – устойчивого роста численности населения нашей страны. Доминирующей – нормальной – формой семьи должна стать семья, воспитывающая трех и более детей. Соответственно, и жилищное строительство, и социальная инфраструктура, и образовательная, и информационно-культурная политика должны развиваться в логике стимулирования рождаемости и многодетности, подчеркнул И.Щёголев. В Центральном федеральном округе вопросам поддержки рождаемости уделяется большое внимание, много дополнительных мер принято за последние два-три года. Например, в Тульской области выстроена целостная система поддержки семей с детьми. В Брянской, Воронежской и Смоленской областях существенно увеличен размер регионального материнского капитала за третьего ребенка. В ряде регионов он стал выплачиваться за каждого ребёнка, расширены направления его использования. Существенные средства выделяются на улучшение жилищных условий в Тверской и Белгородской областях. Так, в Тверской области многодетные семьи с пятью и более детьми могут получить до 1 млн рублей на приобретение семейного автомобиля отечественной сборки. В Липецкой области введены дополнительные единовременные выплаты при рождении ребёнка. В регионах ЦФО оказывается поддержка студенческим и молодым семьям. В ходе обсуждения рассмотрены эти и другие наработки регионов Центральной России по поддержке многодетных семей. Высшие должностные лица регионов и их заместители подробно информировали о лучших практиках в своих регионах. Вице-губернатор Тульской области Ольга Гремякова рассказала о комплексном подходе к реализации мер по повышению рождаемости и поддержке семей с детьми. Заместитель председателя Госдумы Анна Кузнецова оценила представленный Тульской областью подход как «опыт, по которому можно писать учебник». Глава администрации Липецкой области Игорь Артамонов сообщил о применяемых механизмах в строительстве частных домов для многодетных семей. Губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков представил модель организации предоставления бесплатных земельных участков многодетным семьям и инструментах их освоения. Проблемным вопросам демографической политики в регионах ЦФО свой доклад посвятил заместитель полномочного представителя Президента РФ в ЦФ Артур Ниязметов. Для выработки эффективных решений в сфере демографии Игорь Щёголев предложил создать специализированную организацию при Ассоциации Центрального федерального округа – Институт демографической политики имени Дмитрия Ивановича Менделеева (великий русский ученый был 17-м ребенком в семье). Институт может действовать в форме некоммерческой организации. Предполагается, что в работе института примут участие представители академической науки, ведущие эксперты-демографы. Среди ближайших задач – формирование единого демографического стандарта для обеспечения гарантированного уровня поддержки семей с детьми, аудит демографической политики и оценка её эффективности для разработки мер поддержки рождаемости в Центральной России. В планах – создать на базе института цифровую площадку для взаимодействия с живущими в ЦФО семьями, организация их социально-медицинского патронажа. Одной из задач института могло бы стать содействие работодателям в выстраивании просемейной политики в отношении своих сотрудников и клиентов, чтобы показать бизнесу экономическую эффективность вложений в демографию. О роли корпораций в демографическом развитии на заседании Совета ЦФО рассказал председатель Совета директоров группы компаний «Дело» Сергей Шишкарёв. ГК «Дело» на системной основе внедряет стандарт поддержки устойчивого демографического развития в рамках компании. Совет ЦФО единогласно поддержал это предложение полпреда. В завершение заседания заместитель председателя Госдумы Анна Кузнецова подчеркнула важность разработки единого комплексного подхода сопровождения семей в целях стимулирования рождаемости и многодетности. «Сейчас регионы идут впотьмах, а времени на раскачку нет, так как население стремительно сокращается. Между тем, запрос на создание семей сохраняется, и важно не упустить это время», - подчеркнула Анна Юрьевна. Участники Совета пришли к выводу, что в регионах ЦФО следует усилить и упорядочить существующие меры поддержки многодетных семей с одновременной реализацией активной информационной политики, направленной на укрепление семейных ценностей, стимулирование рождаемости и многодетности, разъяснение основ здорового образа жизни и принципов репродуктивного здоровья. По итогам заседания главам регионов рекомендовано рассмотреть вопрос о введении регионального материнского (семейного) капитала за каждого ребёнка, начиная с третьего. Отменить критерий нуждаемости при предоставлении регионального материнского (семейного) капитала и аналогичных единовременных выплат. Губернаторы возьмут под личный контроль исполнение решений Президента России по предоставлению бесплатных земельных участков многодетным семьям. Будут расширяться возможности бесплатного посещения социально-культурных объектов многодетными семьями. Приоритетом станет информационная политика, направленная на поддержку лучших просемейных корпоративных практик, увеличение информационной продукции, пропагандирующей позитивный образ благополучной многодетной семьи, в том числе в рамках как социальной, так и коммерческой рекламы.