28-30 апреля в Белгороде состоялся Всероссийский практический семинар «Программно-методическое и дидактическое сопровождение духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста». Целью проведения данного мероприятия является обсуждение проблем, связанных с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и духовно-нравственного компонента в практику дошкольных образовательных организаций, методическим и дидактическим обеспечением педагогического процесса. Его организаторами выступили Синодальный отдел религиозного образования и катехизации, Белгородская митрополия и Департамент образования Белгородской области. В семинаре приняли участие специалисты, ответственные за дошкольное образование из большинства митрополий Русской Православной Церкви: руководители и сотрудники епархиальных отделов религиозного образования, заведующие детскими садами, методисты и кураторы. По благословению председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия в работе семинара приняли участие заведующий сектором православного образования иерей Алексий Алексеев и специалист по дошкольному образованию Алла Алексеева. По благословению митрополита Липецкого и Задонского Никона от Липецкой митрополии в работе семинара приняли участие к.п.н., доцент, заместитель председателя отдела религиозного образования и катехизации Липецкой епархии Е.Ю. Санкевич и ответственный за религиозное образование Лебедянского благочиния Елецкой епархии, специалист по дошкольному образованию Н.П. Лопандина. Все мероприятия, запланированные в рамках семинара, носили практическую направленность: были организованы педагогические мастерские, проводились открытые занятия, мастер-классы, творческие презентации опыта в сфере работы с дошкольниками. Дополнительно был организован свободный микрофон. За два дня работы семинара прозвучали доклады ученых профильных институтов Российской академии образования, высших учебных заведений, руководителей дошкольных образовательных организаций. Участники познакомились с богатым опытом по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста Белгородской митрополии и ряда других епархий. Специалист по дошкольному образованию Синодального отдела религиозного образования и катехизации Алла Сергеевна Алексеева рассказала, что 87 статья закона об образовании явилась очень важным шагом со стороны государства: «Впервые на законодательном уровне закреплена возможность духовно-нравственного воспитания, как в школе, так и в детском саду». Другим основополагающим документом является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, согласно которому воспитательная среда будет строиться вокруг ребенка. Старший научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО Анна Борисовна Теплова отметила, что европейская модель воспитания «самодостаточной, успешной, высокоинтеллектуальной, социально адаптированной» личности, исключающая нравственный аспект, оказалась для России не просто неприемлемой, а несущей разрушительные последствия для психики ребенка. Начальник департамента образования, заместитель председателя Правительства Белгородской области Игорь Васильевич Шаповалов рассказал об опыте работы в данном направлении Белгородской области и перспективах на будущее. Среди них приоритетным является развитие сети православных дошкольных групп и детских садов, разработка нормативно-правовой базы использования православия в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, развитие исследовательских лабораторий по проблемам духовного и нравственного воспитания. В рамках обсуждения докладов были затронуты актуальные проблемы дошкольного образования, в том числе в свете принятых федеральных законов. Состоялось обсуждение стратегических действий по реализации принятых государственных и церковных документов по дошкольному образованию. В форме открытого микрофона широко обсуждались наиболее острые проблемы, касающиеся апробации и внедрения ФГОС дошкольного образования: создание развивающей среды, разработка образовательной программы, связь со школой, дополнительное образование, вопросы финансирования, взаимодействие епархии с дошкольным образовательным учреждением в муниципальной системе образования. Говорилось также о необходимости ознакомления детей с житиями святых, начиная с дошкольного возраста, с их именами, жизнью и подвигами, особенно со святыми своего края и др. Единодушно было признано, что на современном этапе основными инициаторами в деле духовно-нравственного развития должны стать дошкольные образовательные организации при активной позиции епархий Русской Православной Церкви путем налаживания тесных контактов с заинтересованными местными организациями. Несмотря на то, что в настоящее время для организации работы в этом направлении на федеральном уровне сформирована необходимая нормативно-правовая и методическая база, позволяющая реализовывать занятия по духовно-нравственному воспитанию детей в дошкольных организациях, существует ряд проблем, которые еще предстоит решать.