Что решил общественный совет по вопросу развития системы первичной медпомощи
Заслушав и обсудив информацию управления здравоохранения Липецкой области, руководителей медицинских учреждений и ассоциации медицинских работников Липецкой области, членов Общественной палаты Липецкой области совет отмечает следующее.
Заслушав и обсудив информацию управления здравоохранения Липецкой области, руководителей медицинских учреждений и ассоциации медицинских работников Липецкой области, членов Общественной палаты Липецкой области совет отмечает следующее.
В Липецкой области действует подпрограмма "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" государственной программы «Развитие здравоохранения Липецкой области» (Постановление администрации Липецкой области от 30 апреля 2013 г. № 213 в ред. от 16.07.2020 N 416), разработан и реализуется региональный проект «Развитие системы первичной медико-санитарной помощи» приоритетного национального проекта «Здравоохранение».
Основой системы оказания медицинской помощи населению Липецкой области является первичная медико-санитарная помощь (ПМСП), которая оказывается в плановой и неотложной формах в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара по территориально-участковому принципу.
По информации управления здравоохранения на 1 января 2020 года в Липецкой области оказание первичной медико-санитарной помощи осуществляют: 11 самостоятельных поликлиник, 32 взрослые поликлинические отделения при больничных учреждениях, 22 врачебные амбулатории, 66 отделений общей врачебной практики, 377 ФАПов, 7 диспансеров, 14 женских консультаций и 35 акушерско-гинекологических кабинетов, 1 областная и 2 городские детские больницы, 31 детское поликлиническое отделение при больничных организациях.
В амбулаторно-поликлиническом звене здравоохранения заняты 2183 врача и 5296 средних медицинских работника. Укомплектованность врачами с учетом совместительства 1,2 составляет 70,2%, средними медицинскими работниками – 83,5% при коэффициенте совместительства 1,2.
По состоянию на 01.01.2020 в 160 сельских поселениях с численностью населения менее 100 человек организовано 160 домовых хозяйств с выделением ответственных лиц, прошедших обучение по программе первой помощи (само- и взаимопомощь) и оснащенных необходимыми средствами для оказания первой помощи. Все домовые хозяйства укомплектованы средствами связи, стандартными аптечками для оказания первой помощи в сельских поселениях. Все ответственные за оказание первой помощи прошли соответствующую подготовку.
Расходные материалы своевременно пополняются фельдшерами ФАП, курирующими домовое хозяйство.
Скорую медицинскую помощь населению области оказывают ГУЗ «Липецкая областная станция скорой медицинской помощи и медицины катастроф» с подстанциями в городах Липецке и Ельце и 18 отделений скорой медицинской помощи в муниципальных районах области. Организована работа 32-х отделений и кабинетов неотложной помощи при поликлиниках.
Для обеспечения равных условий получения медицинской помощи отработана логистика рационального использования кадровых и материально-технических ресурсов: всем медицинским организациям определены зоны ответственности, разработаны схемы маршрутизации потоков больных. Маршрутизация пациентов и движение потоков больных обеспечены дополнительными мощностями санитарного автопарка, оснащенного навигационными комплексами ГЛОНАСС и единой системой диспетчеризации.
Стационарная круглосуточная медицинская помощь сельскому населению Липецкой области оказывается 18 медицинскими организациями (районными и центральными районными больницами), имеющими статус юридического лица. Совокупная мощность стационарного звена составляет 2399 круглосуточных коек.
Дополнительное профессиональное образование в регионе получили 406 фельдшеров по правилам отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, в обособленных подразделениях (амбулатории, фельдшерские, фельдшерско-акушерские пункты, отделения общей врачебной практики), расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.
Первичная медико-санитарная помощь включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Организация первичной медико-санитарной помощи осуществляется по территориально-участковому принципу в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению».
В рамках регионального проекта «Развитие системы первичной медико-санитарной помощи» приоритетного национального проекта «Здравоохранение» в 2019 году созданы 5 новых модульных фельдшерско-акушерских пунктов, приобретены дополнительно 4 мобильных медицинских комплекса (всего на сегодняшний день для оказания медицинской помощи жителям отдаленных населенных пунктов используются 8 мобильно-диагностических комплексов), построена вертолетная площадка для обслуживания санитарной авиации, создана единая диспетчерская скорой медицинской помощи.
Кроме того, за счет средств регионального и федерального бюджета построен, оснащен и введен в эксплуатацию ФАП в с. Ильино Липецкого района, а в рамках федеральной адресной инвестиционной программы в 2019 году завершено строительство новой детской поликлиники в г. Усмань.
В 2020 г. построены, оснащены и планируются к вводу в эксплуатацию 16 ФАПов в 7 районах области, а также отделение общей врачебной практики (семейной медицины) в пос. Новая Жизнь г. Липецка.
В настоящее время в Минздрав России направлен на рассмотрение проект программы модернизации первичного звена здравоохранения Липецкой области в 2021-2025 гг. (далее – программа).
Проект программы предусматривает создание 53 модульных ФАПов,10 отделений общей врачебной практики и строительство 3 поликлиник (в т.ч. 2 – детских). В период реализации программы планируется осуществить реконструкцию и капитальный ремонт 75 объектов здравоохранения (реконструкция – 6 объектов; капитальный ремонт – 69 объектов). В рамках программы предусматривается осуществление закупки 842 единиц медицинского оборудования. В целях обеспечения максимальной доступности оказания медицинской помощи населению сельских районов и городских округов области запланирована закупка 133 единиц автотранспорта (106 автомобилей для доставки медицинских работников до места жительства пациентов, 27 автомобилей для доставки пациентов в медицинские организации).
Вместе с тем в настоящее время особенно остро ощущается дефицит кадров, как врачей, так и среднего медицинского персонала, недостаточно больничных коек в стационарах, что особенно остро проявилось в период обострения эпидемиологической ситуации, вызванной новой коронавирусной инфекцией и др.
С учетом вышеизложенного, совет решил:
1.Принять к сведению представленную информацию по вопросу развития системы оказания первичной медико-санитарной помощи в Липецкой области.
2. РЕКОМЕНДОВАТЬ:
2.1. Администрации Липецкой области:
- продолжить работу по привлечению в Липецкую область врачей в учреждения здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;
- обратиться в профильные федеральные органы исполнительной власти по вопросу открытия на базе одного из университетов, действующих на территории Липецкой области, факультетов (кафедр) медицинского профиля, в целях осуществления подготовки кадров по образовательным программам высшего образования в сетевой форме.
2.2. Липецкому областному Совету депутатов:
- при корректировке областного бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годы предусмотреть увеличение средств на реализацию подпрограммы "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" в Липецкой области;
- внести изменения в Закон Липецкой области №165-ОЗ от 30.12.2004г. «О мерах социальной поддержки педагогических, медицинских, фармацевтических, социальных работников, работников культуры и искусства, специалистов ветеринарных служб», касающиеся:
1) предоставления ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений фельдшерам фельдшерско-акушерских пунктов государственных медицинских организаций области, расположенных на территории муниципальных районов области, в размерах, порядке и на условиях, установленных приложением 3 к указанному Закону;
2) принятия механизма, позволяющего администрации муниципального района использовать средства муниципального бюджета для поддержания медицинских работников (приобретение жилья, обучение в ординатуре и т.п.).
2.3. Управлению здравоохранения Липецкой области:
- обеспечить реализацию в полном объеме регионального проекта «Развитие системы первичной медико-санитарной помощи» приоритетного национального проекта «Здравоохранение»;
- обеспечить согласование с Министерством здравоохранения Российской Федерации проекта программы модернизации первичного звена здравоохранения Липецкой области в 2021-2025 гг. и своевременную реализацию программы;
- развивать мероприятия бережливого производства во всех медицинских организациях области, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;
- внедрять в работу первичного звена здравоохранения области проекты по оказанию телемедицинских услуг жителям Липецкой области;
- способствовать организации эффективного взаимодействия с негосударственной системой здравоохранения области в рамках государственно-частного партнерства по организации и осуществлению первичной медико-санитарной помощи населению;
- совершенствовать систему профилактического медицинского осмотра и диспансеризации определённых групп взрослого населения.
2.4. Главам муниципальных образований Липецкой области:
- обеспечить создание и развитие инфраструктуры муниципальных образований в целях доступности первичной медицинской помощи для жителей сельских территорий муниципального образования;
- совместно с руководителями медицинских организаций принять необходимые и возможные меры по обеспечению социальной защищенности медицинских работников, включая обеспечение жильем, предоставление льгот по оплате коммунальных услуг, повышение мобильности врачей и фельдшеров для осуществления профессиональной деятельности, оздоровление работников и членов их семей и др.
2.5. Управлению информационной политики Липецкой области способствовать размещению информации в СМИ Липецкой области по повышению доступности первичной медико-санитарной помощи, о приоритете здоровье сберегающих мероприятий и об ответственности каждого гражданина за собственное здоровье.
2.6. Руководителям медицинских учреждений, осуществляющих оказание первичной медико-санитарной помощи в Липецкой области:
- стимулировать повышение ответственности фельдшеров, участковых врачей и врачей общей практики за состояние здоровья обслуживаемого населения, расширение функций, качество и интенсификацию работы;
- обеспечить постоянную информационную работу по предупреждению распространенных заболеваний среди населения, популяризации здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний и санитарно-гигиеническому просвещению населения, с привлечением СМИ.
2.7. Липецкой областной общественной организации «Ассоциация медицинских работников» способствовать популяризации деятельности медицинских организаций первичного звена здравоохранения области, оказанию проектной поддержки в сельском здравоохранении и привлечению ресурсов для повышения доступности медицинских услуг населению области.