Руководитель регионального центра общественного наблюдения, доцент Липецкого филиала Президентской академии Вадим Егоров рассказал в эфире «Липецкого времени» об истории общественного наблюдения и о роли наблюдателей на избирательных участках. «Выборы закладывают основу для формирования государственной политики. Возникает вопрос - кому доверить контроль этого важнейшего процесса. Народ - это общество. Отсюда и название – общественный контроль выборов», - отметил эксперт. Вадим Егоров сообщил, что впервые принцип демократических выборов был описан ещк в 5 веке до н.э. Однако первый случай общественного наблюдения за выборами был зафиксирован в 1857 год. Государство пригласило иностранных наблюдателей на процесс по спорным территориям Валахии и Молдавии. Это были представители России, Франции, Великобритании, Пруссии, Турции. В итоге эти территории были выведены из управления Австро-Венгрии. Было сформировано новое государство Румыния. 10 декабря 1948 года была принята Всеобщая декларация прав человека Генеральной Ассамблеей ООН. В статье 21 сказано, «воля народа должна лежать в основе всей государственной политики и формирования власти», а также конкретно сказано, какими должны быть выборы – всеобщими, равными, прямыми. В 1990 году ОБСЕ принимает Копенгагенскую декларацию, где были зафиксированы 7 критериев, которые должны соблюдаться на любых выборах. «Наша страна руководствуется всеми международными нормативно-правовыми актами. В 1996 году был принят ФЗ № 138. В 19-й статье сказано, что теперь на всех избирательных участках должны присутствовать общественные наблюдатели. В законе 2002 года № 67 были заложены основы избирательного права и принципы общественного наблюдения. В 2018 году Общественная палата РФ стала основным субъектом избирательного процесса», - рассказал Вадим Егоров. В 2018 году в России состоялись выборы президента. Общественная палата получила право официально направлять своих наблюдателей на избирательные участки. Прошло 6 лет. Теперь каждая избирательная кампания подвергается мониторингу и анализу. Дополнения и нововведения, которые вносятся в законы и подзаконные акты, улучшают пава и обязанности наблюдателей. В этом смысле, они очень понятны избирателю и обществу, то есть предельно ясно, зачем на участке присутствует наблюдатель и какую роль он выполняет. Руководитель регионального центра общественного наблюдения, доцент Липецкого филиала РАНХиГС Вадим Егоров отметил, что на избирательных участках могут находиться наблюдатели от политических партий, аккредитованные представители СМИ и общественные наблюдатели. Это большой пул представителей общественности, который находится на любом избирательном участке. В Липецкой области на каждом из постоянно действующих 833 УИКах только от Общественной палаты будут присутствовать по два наблюдателя. Они прошли тщательное обучение. Самое главное, подчеркивает эксперт, ни один наблюдатель от Общественной палаты не загоняется на участок кнутом. Это исключительно гражданская позиция наблюдателя, который хочет помочь своей стране, хочет показать, насколько выборы открыты. В целом, наблюдатель на участке решает две задачи - доверие общества к выборам, а также повышение правовой и электоральной культуры.