Недавно одна из иностранных компаний — разработчиков видеоигр, объявила о намерении создать по образу и подобию признанной в России экстремистской организацией корпорации Мета, еще одну виртуальную «вселенную». Теперь для детей. То, что взрослые сервисы совершенно не подходят юным пользователям и откровенно для них опасны, уже очевидно. Однако детские версии выглядят хорошей идеей лишь на первый взгляд. Коммерческие гиганты сегодня пытаются растить потребителей своей продукции чуть ли не с пеленок. При этом, ради получения сверхприбылей, они готовы жертвовать безопасностью и здоровьем детей. Ведь, например, создавая «детские версии» взрослых сервисов, IT-гиганты не намерены контролировать их содержание. Корпорации специально разрабатывают алгоритмы, которые удерживают несовершеннолетних на платформах и поощряют увеличивать время, которое они там проводят. - К сожалению, основная цель даже, на первый взгляд, невинных инициатив, направленных на создание комфортной и безопасной среды, — это получение прибыли. А в погоне за ней корпорации стремятся как можно сильнее привязать к себе пользователей, и дети, увы, слишком часто становятся легкими жертвамиманипулятивного дизайна и недостаточной модерации, - отмечает директор Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина. Пример без преувеличения смертельно опасного приложения — YouTube Kids. Наличие в нем такой функции, как автовоспроизведение, позволяет алгоритму сервиса запускать ролики, рекламирующие среди подростков вредоносные диеты и видео, призывающие детей к суициду. По мнению педагога-психолога липецкого Центра «СемьЯ» Екатерины Гуровой, создание «детских виртуальных миров» имеет свои плюсы и минусы. С одной стороны, детям легче общаться и взаимодействовать в виртуальном мире. С другой - они быстро теряют связь с реальным миром. В виртуальный с головой погружаются очень чувствительные и творческие дети с тонкой душевной организацией. Стремление проводить как можно больше времени в виртуальном мире, может свидетельствовать о том, что у ребенка нарушены эмоциональные связи с его ближайшим окружением. - В процессе нахождения в виртуальном мире ребенок теряет контроль за временем, -говорит Екатерина Гурова. - Может проявлять агрессию в случае лишения его доступа к интернету. А вседозволенность и простота достижения цели в виртуальном мире может повлиять на уверенность ребенка, что и в реальном мире все так же просто и можно «заново начать» игру. Не прошедшие модерацию на опасный контент ролики способны оказать негативное влияние на детскую психику, так как могут содержать различные вирусы, пропаганду терроризма, нацизма, агрессии, нецензурную лексику, непристойности, грубость, рекламу алкоголя, наркотиков и табака. Конечно, полностью «отлучить» ребенка от виртуального мира не получится и большого смысла в этом нет. Мы живем в эпоху, когда иметь цифровые навыки необходимо каждому, и стремление детей ворваться в онлайн-пространство ограничить невозможно. Поэтому адаптированные, «вычищенные» версии интернет-платформ кажутся, на первый взгляд, неплохой идеей. Тогда и родители будут спокойны, и дети не станут отрываться от реалий современной жизни.