Ответ на вопрос искали корреспонденты «Липецкого времени».
Вы никогда не сможете иметь детей. Для одних вердикт врача звучит как приговор. Другие воспринимают эту новость с облегчением. Тех, кто осознанно отказывается стать родителем, называют чайлдфри, в переводе с английского, свободные от детей. «Женщина – мать» для них стереотип, они не готовы слушать детский плач по ночам и совсем не в восторге от детского лепета, долгожданного слова “мама” и первого зуба или первых шагов. Ради чего сторонники чайлдфри отказываются от своего предназначения и в чем смысл их жизни?
Станислав против браков. Слишком много вокруг разводов. Не сложилось и у его старшего брата. Отцом Станислав тоже не хочет становиться, боится повторения чужих ошибок. Лучше уж не заводить детей, чем стать плохим родителем.
Станислав Никифоров: “Что мне не нравится, большинство детей нежеланны. Они не получают никакого воспитания. И на них смотреть больно".
Станислав любит детей, но по-своему, на расстоянии. Ему скорее интересно за ними наблюдать и размышлять над их поступками. В свое время он изучал детскую психологию, но применить свои знания в жизни вряд ли придется, тем более, что ни родители, ни друзья Станислава не переубеждают.
Станислав Никифоров: “Я не исключаю, что у меня взгляды поменяются. Но в ближайшее время я точно не планирую и, наверное, не хочу, чтобы мои взгляды менялись”.
О независимости мечтала и Светлана. Она просит не показывать своего лица. Слишком тяжелой оказалась ее расплата за свободу. Она мечтала о карьере, любимом муже и свободном времени, которого так не хватает молодым мамам. Дети в её планы не вписывались. Вот только муж взглядов Светланы не разделял. Они развелись, когда ей было 30. Со вторым супругом тоже не сложилось, бросил после аборта. В 40 она все-таки решила рожать: не для себя, для любимого человека. А судьба как будто отомстила за ее легкомысленность. Врачи поставили страшный диагноз: бесплодие. Мир словно перевернулся.
Светлана: “Знаете, видимо, нельзя быть таким категоричным. У меня все сложилось: и карьера, и мир я посмотрела, только мужчины в меня влюблялись, любящие детей, чего я дать им не могла и не хотела. Теперь я снова свободна и от детей, и от обязательств, и от замужества".
В семье Урываевых переполох. Сергей и Катя только вернулись из отпуска. Разбирают подарки для себя, друзей и родителей. Детских сувениров в сумках нет. За 5 лет счастливого брака они так и не решились на большую семью. Им хорошо вдвоем. В их уютном гнездышке третий был бы лишним.
Урываевы: "Мы не представляем, что нам придется отказаться от поездки, ведь мы так любим путешествовать. Мы можем хоть сейчас купить билет на самолет и уехать куда-нибудь. С детьми это невозможно".
Все доводы в пользу детей семейная пара игнорирует. Они слишком сильно любят друга и не хотят делиться этим чувством даже с собственным ребенком.
Катерина: «Мне придется вставать по ночам, я буду все время уставшей, раздраженной. Я так не хочу. Я хочу всегда выглядеть хорошо и быть свободна для своего мужа”.
Понятие чайлдфри зародилось в Калифорнии 40 лет назад. Сегодня это движение имеет последователей по всем миру. В российском сообществе больше 5 тысяч человек осознанно отказываются иметь детей. Их называют сумасшедшими, эгоистичными и бесчувственными. А они уверяют в обратном.
Доводы с форума:
KARASKA писал(а):
“Да у меня знакомые недавно 3-его родили и именно так и сказали: вот в старости хоть один из троих будет нам помогать. Чистой воды эгоизм”.
Feodora писал(а): “Большинство детных не только любят детей, но и искренне считают их главным смыслом своей жизни. Потерять этот смысл - катастрофа. Вот и "подстраховывают" себя, как ни кощунственно это звучит”.
Amazonochka писал(а): “Да это даже не страховка получается, а кредит какой-то. Родители заводят ребенка, кормят, одевают его, содержат, а потом потраченное необходимо вернуть, да еще желательно с процентами. На мой взгляд, надеяться, что дети станут гарантией сытой старости – это то же самое, что в рулетку играть.
Не редко встречаются и те, кто откладывает рождение детей до лучших времен. Мол, не то сейчас материальное положение, нет квартиры, да что там, уверенности в завтрашнем дне.
Елена Семидубер, психолог: “Ведь у нас много многодетных семей, у которых достаток ниже среднего, а чайлдфри — более обеспеченные, то есть, материальный компонент тут не так задействован, это маска”.
За глобальными причинами скрывается неуверенность в себе, говорят психологи. Чайлдфри боятся, что не способны полюбить своего ребенка, что могут обидеть или ударить. И стать такими, какими они видят своих родителей — неудовлетворенными жизнью.
Елена Семидубер, психолог: “Это страх, нет уверенности: у нас сплошные катастрофы, теракты. Я даже не раз слышала такую фразу «Зачем я буду растить пушечное мясо для своей страны», то есть, это страх, зачем я буду рожать, если я не уверена в будущем своего ребенка.
То, что запретили к показу на телевидении, доступно в интернете. Скандальная реклама одного из производителей средств контрацепции рассказывает, чем может закончиться поход в магазин с сыном.
Страх перед нежелательной беременностью нередко заканчивается хирургической операцией. В России стерилизация запрещена законом. Исключения для тех, кому исполнилось 35 и есть двое детей.
Лариса Захряпина, главный врач ГУЗ «Липецкий областной перинатальный центр»: “Как правило, на такую операцию решаются женщины многорожавшие, либо с отклонениями здоровья, когда последующие роды представляются рискованными и проблемными. Ну а с тем контингентом, о котором вы говорите, я ни разу не встречалась и надеюсь, что не встречусь никогда. Поскольку трудно разговаривать с людьми, у которых настолько извращенное представление”.
Русская православная церковь таких людей не осуждает, но и не поддерживает даже тогда, когда в пожилом возрасте они приходят за помощью. В стенах храма свободные от детей порой пытаются найти то, что могло быть у них, если бы не принцип.
Отец Константин: “Что может быть естественней, чем подарить жизнь другому человеку, то есть это некая форма противоестественности. Это не только удел нашего времени, это было всегда. Всегда найдутся такие лодыри, которые хотели пожить ради себя”.
Настоятель Христо-Рождественского храма домой приходит поздно, уходит с рассветом. Под его началом 17 церквей, и везде надо успеть. Все свое свободное от работы время, он посвящает детям. Их у него семеро.
Умиротворение на работе сменяется шумными играми с детьми дома. Озорников успокаивает молитвой или читает книги. Сегодня отец Константин рассказывает про Серафима Саровского.
Отец Константин: «Вообще планировали первых двух, остальные - получились сами. Бог дал. У нас долго не рождался второй, мы все просили Бога, молились, выпросили. Как говорится, дар дал, теперь несем этот дар. Как бывает: просим, Господи, дай. Ну на - а теперь что, «ой, Господи, хватит»? Что выпросили, то и несем. А если еще даст? Ну куда же деваться. Значит, будем воспитывать, растить»
В 7 раз больше забот и в 7 раз больше счастья. Супруги Гришины своим примером каждый день доказывают: семья - это главное в жизни, и лучше, если в ней будет много детей.
Младшая девочка: «У нас новый мультик есть про Барби, есть там Розелла, она попала на остров, потом приехал принц, взял ее во дворец. Они поженились, долго и счастливо жили, и конец».
И если для одних дети — это цветы жизни, для других потеря свободы. Собрать за ребенком игрушки, потом накормить озорника и уложить спать. Чайлдфри вряд ли выберут такую жизнь, полную забот и ответственности. Максимум на что они могут решиться, завести домашнее животное, неприхотливого и не требующего столько внимания зверька.
У них больше времени на саморазвитие. Они могут себе позволить задержаться на работе или вовсе жить своей профессией. Не удивительно, что чайлдфри часто делают блестящую карьеру и хорошо зарабатывают. Таких, как они, свободных и независимых, охотнее принимают на работу. Внезапная болезнь ребенка или, того хуже, декретный отпуск для директора салона красоты звучит как гром среди ясного неба. Ее клиенты - первые лица города и области, где важна пунктуальность и точность, чего от молодых мам требовать сложно.
Вера Хомутинникова, управляющий салона красоты:“Я обращу внимание на профессионализм, но не менее внимания я уделю тому, что в ближайшее время он не будет собираться в декретный отпуск”.
Немало чайлдфри и среди известных всему миру людей. Актер Кристофер Уокен, балерина Майя Плисецкая, актриса Фаина Раневская.
Актёр Кристофер Уокен: «Я слишком эгоистичен для того, чтобы иметь детей. К тому же у моей жены хватает забот и со мной»;
актриса Фаина Раневская: «Семья способна заменить тебе всё. Так что хорошо подумай, что тебе дороже – всё или семья»;
балерина Майя Плисецкая (на вопрос, почему у нее нет детей): «Женщин с детьми много, Майя Плисецкая – одна».
Владиславу 40. Он был дважды женат, вместе с супругой воспитывал детей, правда, не своих.
Владислав Шишкин:“Это были дети моих жен. В первом браке их было двое. Во втором браке одна дочка”.
На отцовстве не настаивал и просил называть его не папа, а по имени. Он совсем не против детей и, если они появятся, будет воспитывать. Но цветы жизни не самоцель.
Владислав Шишкин:“Более достойная цель,чем вырастить ребенка — это творчество. Именно это дает след в истории, не его след ДНК в виде ребенка, а другой след, каких-то интеллектуальных ценностей”. Владислав - свободный дизайнер. Посещает выставки, путешествует, в общем, живет и работает в свое удовольствие. Иногда Владислав дарит свои произведения заказчику, даже если у него нет денег.
Владислав Шишкин: “Я сейчас занимаюсь благотворительностью, это меня больше привлекает. В таких заказах абсолютная свобода творчества. Если к тебе обращаются люди, которые заранее понимают, что они не могут оплатить эту услугу, ты понимаешь, что можешь делать так, как хочешь”.
Наталья детей не хотела. И думала, что никогда не передумает. Сейчас ей 35, у нее годовалый ребенок. Она разрушила стереотип, который сама же и создала. Женщина и ребенок оказались понятия весьма совместимые.