80 лет назад наши деды и прадеды вырвали у врага победу, заплатив за это миллионами жизней. Сегодня с нами остаются немногие свидетели той страшной войны — и мы, возможно, последнее поколение, кто может лично пожать им руку. В Липецкой области живут герои, на которых держится живая память о Великой Отечественной. Каждый из них — пример мужества, стойкости и любви к Родине. Истории некоторых свидетелей тех страшных дней.

Они приближали Победу и до сих пор в строю духом. Тогда, совсем юным, им пришлось столкнуться с несправедливой жестокостью. Однако спасли любовь и вера. В Родину, мир, и во все человечное, что есть в людях. Фронтовиками становились несмотря на возраст и боевые навыки. Просто по-другому не могли.

Так, в свои 18 лет Пётр Толканёв взял в руки оружие. Сначала была подготовка, потом – служба танковым пулемётчиком. Пётр Кириллович участвовал в освобождении Белоруссии и Прибалтики. На фронте получил тяжелые ранения, попал в госпиталь и уже там встретил День Победы.

«Там повозка была и повезли нас в госпиталь. Город Арзамас. Меня поселили там, сделали операцию и лечили. Я там пролежал 13 месяцев. Я ночью слышу голос Левитана: «Победа». В 4 часа крик, шум, радости столько было. Там я и встретил День Победы», – вспоминает Пётр Толканёв.

Среди его наград – Орден Отечественной войны первой степени, Орден Славы третьей степени и медаль «За отвагу». Ещё одна заслуга ветерана – большая семья – четверо детей, 8 внуков, 15 правнуков и 4 праправнучки. Все они гордятся настоящим героем своей семьи.

После победы Пётр Кириллович нашёл себя в мирной профессии: всю жизнь посвятил энергетике, стал «Заслуженным энергетиком Киргизской ССР». А в 2000-х он вместе с семьёй обосновался уже в Липецке.

Москва, Ленинград, Волгоград – Сталинград в 40-х. Под этот город попал наш земляк Сергей Шуваев в 17 лет. Планы на жизнь поменялись в одночасье. Хотел быть сварщиком, пришлось – зенитчиком.

«Приехали туда, нас погрузили на баржи на Волге, привезли туда. А меня в Москве учили, как самолёты опознавать любой марки, всё знал», – рассказывает ветеран Великой Отечественной войны Сергей Шуваев.

Только под Сталинградом фронтовик сбил 15 вражеских самолётов. Дальше – больше. Бои за Украину, Белоруссию, Польшу, переход через гиблое озеро Сиваш, штурм неприступной Сапун-Горы. Победу встретил под Кёнигсбергом.

«Не боялись, били врага с улыбкой, не поддавались, а враг от нас удирал, так мы воевали», – говорит Сергей Шуваев.

Был ранен, но из обоймы не выпал. Прошёл всю войну. В мирное время трудился в совхозе. Осенью фронтовику исполнилось 100 лет. Сергей Шуваев награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией».

Были и те, кто ковал Победу в тылу. Женщины стояли у станков, выносили раненых с поля боя, лечили, учили, заменяли мужчин в трудных профессиях. Они справлялись с тем, что раньше казалось невозможным, а их труд приближал Победу не меньше, чем сражения на передовой.

Как немцы бомбили родные Грязи ветеран Великой Отечественной войны Екатерина Ивановна Попова помнит до сих пор. В те страшные годы юная Катя служила телефонисткой на станции. Помогала тушить пожары после бомбардировок. Сейчас ей 101 год.

А вот липчанка Эмма Гайковна Багдасарова узнала о войне только отгуляв выпускной. И сразу поступила на курсы медицинских сестёр. Дальше был автомобильный полк. Девушка подвозила топливо для самолётов и другой военной техники. В армии прослужила вплоть до 1945 года.

«Задание давали, которое выполнила. И особый отдел вызывает, говорят: что твоя душа желает? Я сказала «хочу родителей видеть». Они взяли и послали меня в Нагорный Карабах», – рассказывает Эмма Багдасарова.

Генриетта Буева на фронт ушла юной, служила медсестрой в полевом госпитале, спасала раненых под огнём. После Победы почти полвека проработала лаборантом на заводе «Свободный сокол», стала почётным донором, сдав более 90 литров крови. Сегодня Генриетте Буевой 102 года.

«Знаете, я многое, может быть, не помню, но я помню, когда объявили войну, мы, молодёжь, помогали кухням, раненных покормить», – вспоминаем Генриетта Буева.

Без памяти – нет будущего. Сегодня в России всего около семи тысяч фронтовиков. Это живые люди, которые ещё могут рассказать, как всё было. Они говорят просто, без высоких слов, но в их рассказах – главное. Мы рядом, чтобы услышать и сохранить. Поблагодарить не только за прошлое, но и за настоящее, в котором мы живём.