96,6% троллейбусов в Липецке имеют сверхнормативный срок эксплуатации. За последние пять лет их количество на улицах города сократилось в 4,2 раза – с 88 единиц до 21 – при том, что существующая сеть рассчитана на 100 троллейбусов. Кроме того, перевозки пассажиров данным видом транспорта наиболее затратны для специализированного муниципального предприятия «Липецкпассажиртранс» - 46,4 руб. в пересчете на одного платного пассажира (15,8 руб. автобусами и 34,4 руб. трамваем).
Троллейбус хуже приспособлен к условиям современного города. Он более чем другие виды транспорта чувствителен к состоянию дорожного покрытия, и при необходимости объехать поврежденный участок дороги водителю приходится значительно снижать скорость (до 5 км/ч). Троллейбус не может отклониться от контактной сети более чем на 4,5 метра, что иногда приводит к затруднениям при объезде повреждений и дорожных заторов. Также троллейбусы могут и сами стать причиной задержек движения, создавая «пробки» из автомобилей с работающими двигателями.
Эксплуатация троллейбусов связана с необходимостью содержания затратного энергохозяйства: 105 км контактной сети, 8 троллейбусных подстанций и 7 подстанций смешанного типа. Более того, в настоящее время не предоставляются преференции предприятиям, осуществляющим перевозки пассажиров горэлектротранспортом (например, по налогам, оплате электроэнергии).
- Безусловно, троллейбус самый экологичный вид транспорта, но эффективно работать он может только при полной загрузке линий. Для этого муниципалитету необходимо приобрести 100 новых машин, вложив не менее миллиарда рублей, - говорит первый заместитель главы администрации Липецка Николай Новиков, курирующий работу городского пассажирского транспорта. – С учетом региональных планов по строительству воздушного метро, тратить такие средства нецелесообразно.
В итоге профильный департамент мэрии разработал предложения по замене троллейбусов на низкопольные экологически чистые автобусы ЛиАЗ, работающие на компримированном газе. Чтобы не ущемлять интересы льготников, которые в общем объеме пассажиров составляют 46%, и исключить негативные последствия для граждан, рассматривается вариант сохранения всех существующих маршрутов. Для этого необходимо приобрести 21 автобус, что потребует 185,3 млн. руб. Изыскать средства планируют от продажи зданий и сооружений троллейбусного депо, расположенного на Елецком шоссе, 3.
Замена троллейбусного движения автобусом снизит ежегодные убытки МУП «Липецкпассажитранс» на 110 млн руб. Соответствующие предложения департамент транспорта, дорог и благоустройства на следующей неделе передаст на рассмотрение в профильную комиссию Липецкого городского совета депутатов и Общественную палату Липецка.