В соответствии с изменениями в федеральном законодательстве муниципалитеты переходят на контрактную систему обслуживания пассажирских перевозок. В связи с чем департамент транспорта администрации Липецка объявил аукционы на поиск организаций для обслуживания 75 городских автобусных маршрутов.
На аукцион представлен 21 лот. В каждом указаны технические параметры маршрутов: количество выходящих на линию автобусов в будни и выходные, типы транспортных средств, пробег, количество часов работы и другие особенности. Общая стоимость всех лотов составляет 150 миллионов рублей, цена отдельных лотов варьируются от 1,2 до 16,8 миллионов рублей. Возможность принять участие в торгах есть у всех перевозчиков.
«Новая контрактная система позволит ужесточить контроль за деятельностью перевозчиков, появится больше инструментов воздействия на них и чёткое понимание штрафных санкций. Кроме того, мы восстанавливаем обслуживание маршрутов, от которых перевозчики отказались, например, 359 и 302. Так, маршрут №302 после открытия улицы 50 лет НЛМК вернётся на площадь Кольцевую, маршрут № 359 будет проходить через Плеханова и будет продлён до Центрального пляжа и улицы Маяковского в весенне-летний период», – пояснил председатель департамента транспорта Евгений Чекрыжов.
Потенциальные исполнители должны соблюдать расписания отправления и схемы движения, выполнять не менее 90% рейсов с регулярностью не ниже 85%, оборудовать автобусы системами АСОП и ГЛОНАСС, следить за санитарным состоянием и чистотой салонов, обеспечить объявление остановок и доступ в транспортное средство контролеров.
В случае, если перевозчик допустит нарушение или несоблюдение обязательств, последуют штрафные санкции. Так, если цена контракта меньше трёх миллионов рублей, за каждый факт нужно будет заплатить одну тысячу рублей. Пять тысяч – за нарушение, если цена контракта от трёх до 50 миллионов руб. Неисполнение перевозчиком трёх и более требований Заказчика об устранении выявленных нарушений дают возможность заказчику расторгнуть с ним контракт.
По словам специалистов, маршрутная сеть в целом сохранится в привычном для горожан виде. Изменения, основанные в первую очередь на обращениях и предложениях, поступающих в департамент, коснутся отдельных маршрутов. Например, №36 станет кольцевым (Быханов сад – улица Советская – Быханов сад), за счёт изменения схемы интервалы движения автобусов существенно сократятся. Так решается вопрос с перевозкой жителей с района «Быханова сада» в поликлинику № 1, к которой они прикреплены.
Планируется объединение дублирующих друг друга маршрутов, например, 11 и 311, 346 и 24а, 324 и 24, так как их схемы практически полностью совпадают. По наблюдениям, работа двух и более перевозчиков на одном направлении приводит к «гонкам» водителей за пассажирами, а реорганизация маршрутов позволит сконцентрироваться одному перевозчику на одном направлении и повысить безопасность дорожного движения. При этом после объединения, провозные способности маршрутов сохранятся за счёт корректировки планового выпуска.
Также на отдельных маршрутах планируется увеличить количество рейсов и время работы транспорта в вечернее время. Маршрут № 9т будет сокращён до Центрального рынка за счёт участка от парка «Молодежный» до площади Победы, что позволит сократить интервалы движения автобусов и улучшить сообщение с районом Манеж.
Маршрут № 317 будет следовать до остановки «НЛМК», при этом заезд к Новому заводоуправлению при движении автобусов в направлении Правого берега останется.
Основная задача новый системы организации перевозок – повышение качества транспортного обслуживания и конкуренции в сфере пассажирских перевозок. При этом в департаменте отмечают, что переход на контрактную систему – первый шаг к модернизации транспортной системы города. Также в планах – обновление информационных стендов на остановках, дальнейшее изменение маршрутной сети – организация подвозных и магистральных маршрутов, внедрение расширенного тарифного меню.
Контракты с перевозчиками, выигравшими тендеры, будут заключены на один год. Ожидается, что новая система начнет работать в середине июля.