Светлана Пастухова уже больше 35 лет изучает традиции добровской керамики.

Каждое утро у народного мастера начинается примерно одинаково. Горящие глаза детей и глина в руках. Фантазии у этих юных гончаров много, а вот задать правильную форму куску глины – ещё надо поучиться.

«Я до 11 класса хочу с ней долго тренироваться, чтобы такому научиться. Чтобы можно было гончарный круг крутить и крутить», – рассказала ученица Светланы Пастуховой Варвара Тарасова.

Светлана Пастухова педагог в третьем поколении. Инклюзивному образованию мастер посвятила больше 12-ти лет. Занимается арт-терапией с детьми, и сама создаёт методики.

«Вот это умение сконцентрироваться, оно уже приводит их к какой-то мысли. И меня поразило. У меня был мальчишка, то есть, нам нужно было сделать главного героя и вот она пока не сел за гончарный круг он не смог сформулировать вообще свою мысль», – рассказала Светлана Пастухова.

Больше 35 лет Светлана посвятила изучению и сохранению добровского гончарного промысла. В её руках живут древние традиции ремесла. И она старается передать эти знания следующему поколению.

«Сосуд для молока. Ты должен уметь удержать его в руках твоя рука внутрь походит. Тогда ты её помоешь, потому что это сосуд для молока. Здесь у тебя объем, здесь у тебя сливки ты их можешь снять», – рассказала Светлана Пастухова.

А это отдушина народного гончара – домашняя мастерская. Именно здесь рождаются идеи и воплощаются в жизнь. Некоторые работы хранятся в музеях федерального значения по всей России: от Липецка до Томска.

Цвет глины зависит от её минерального состава и условий происхождения. Липецкая область богата разнообразием глины. Например, романовские гончары работают в основном с чёрной глиной. В Лукошкинском карьере преимущественно белая, красная и розовая. Если её перемять, она по характеристиками будет похожа на ту, с которой работают в добровском цехе. Я сейчас работаю с коричневой глиной – это означает, что в ней очень много железа.

Самое главное в гончарной лепке - почувствовать баланс глины и уверенно управлять руками. А вот дальше просто задаём форму задуманному.

Продолжают традиции и сыновья народного мастера. Старший – Илья и младший Глеб. Про парней с уверенностью можно сказать: гончарное дело у них «в крови». С магическими свойствами глины - принимать любую форму - мама познакомила обоих ещё в детстве.

«Добровской игрушкой до недавнего времени вообще никто не занимался, кроме мамы нашей. И если мы этим не будем заниматься, то просто потеряется промысел», – рассказал Глеб Пастухов.

Если для старшего сына гончарное дело так и осталось увлечением. То вот младший Глеб решил вместе с мамой открыть семейное дело. Молодой человек оформил соцконтракт и закупил оборудование.

«Получили печь, оборудование. Вот дома всё это организовали и с тех пор как-то занимаюсь этим делом. Сначала как-то сам по себе продвинул мастер-классы. Чуть по чуть свои изделия продавал. Теперь ещё и педагогикой занимаюсь», – рассказал Глеб Пастухов.

Преподают мама и сын тоже вместе. В этот раз тема занятия – романовская свистулька. Сначала лепим туловище, затем придаём телу романушки знакомую форму. Делаем прорези для свиста. И финальный этап - проверяем.