Успеть покорить искушенное жюри за двадцать минут. Такая непростая задача сегодня стоит перед участниками 12 конкурса пианистов имени Константина Игумнова. В программе каждого по пять произведений. Ляо Тинхун родом из Китая. И это первый конкурс международного уровня для пианиста. Для участия в состязании вместе с педагогом выбрал следующую программу: Рахманинов, Шопен, Бах, Чайковский.
«Для меня это важный урок. Потому что я, честно говоря, давно не участвовал в конкурсах. И это вот первая ступень, чтобы участвовать. И потом, может быть, будут другие более большие конкурсы», – говорит Ляо Тинхун, конкурсант, студент Московской государственной консерватории им.П.И. Чайковского.
Анна Мак Каргоу на конкурсах такого уровня завсегдатай. На сцене пианистка забывает о волнении и проживает каждый музыкальный фрагмент.
«Конечно, присутствует какое-то волнение, но в первую очередь я ставлю профессиональные, музыкальные задачи. Ты на это отвлекаешься и уже не столько думаешь об оценке, а стараешься максимально донести до публики то, что ты хотел», – объясняет Анна Мак Каргоу, конкурсантка, студентка Московской государственной консерватории им.П.И. Чайковского.
«В конкурсе пианистам важно участвовать для того, чтобы подпитаться энергетикой других пианистов, и это взаимно. То есть нет такого, что один подпитался и всё, убежал. Он счастлив, он богат. Нет, такого нет, это обмен. Кроме того, этот конкурс чисто пианистический. И это большое счастье, что мы участвуем именно в таком конкурсе. Когда здесь нет никого другого», – подчёркивает конкурсантка и студентка Воронежского государственного института искусств Александра Абросичкина.
Требования к уровню исполнительского мастерства на конкурсе пианистов в Липецке – самые высокие. И для каждого из них это шанс заявить о себе в профессиональном сообществе. Заявки на участие подали более ста учащихся музыкальных школ и вузов из разных стран. И лишь 62 допустили до конкурса. Оценивать таланты участников приехали профессора из Турции, Сербии, Японии и, конечно же, России. Все они ученики или последователи школы пианистов Константина Игумнова.
«Это прежде всего приобретение сценического опыта, общение с коллегами, общение с членами жюри, какие-то профессиональные рекомендации. И, что хотелось бы отметить отдельно, возможность выступления в финале с симфоническим оркестром, что есть отнюдь не на каждом конкурсе. Поэтому это очень важная веха, очень важная ступенька в становлении молодых музыкантов», – подчёркивает председатель жюри, заведующий кафедрой фортепианного искусства МГИМ им. Шнитке, г. Москва Рустам Шайхутдинов.
В зале за своих учеников волнуются педагоги, родители и сами члены жюри. Они всегда готовы поддержать советом.
«Играть на сцене трудно, а на конкурсе ещё труднее. Я думаю, что надо много раз играть перед конкурсом, много раз играть на концертах, чтобы привыкать, чтобы концентрироваться. И не думаю, чтобы много думать об этом», – говорит профессор университета музыки и изобразительных искусств города Анкара Гёкхан Айбулуз.
«Ваши исполнители просто фантастические. Я думаю, русские пианисты вообще лучшие в мире. Я не знаю ни одной подобной профессиональной школы, которая могла бы похвастаться таким количеством великих пианистов», – прокомментировал для «Липецкого времени» профессор, директор Республиканского конкурса учеников музыкальных и балетных школ Сербии Драгомир Братич.
В этом году конкурс юбилейный. Ровно 30 лет назад в Липецке состоялось первое международное состязание пианистов. Конкурсные испытания продлятся три дня. Имена победителей жюри огласит в ближайший четверг.