Вице-губернатор Липецкой области Вячеслав Щеглеватых – о вкладе Новолипецкого комбината в бюджет региона.
Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск ОАО «НЛМК» о снижении кадастровой стоимости участка земли, занимаемого предприятием, с января 2009 года. Такое решение приведет к тяжелым последствиям для областного центра. В ближайшие несколько лет бюджет Липецка, одним из основных доходных источников которого является земельный налог, потеряет более трех миллиардов рублей. Муниципальные власти вынуждены будут сократить финансирование важнейших социальных программ. Экономить придется на ремонте и содержании школ, детских садов и других учреждений соцкультбыта. Под угрозой окажется и дальнейшее развитие областного центра, в бюджете которого не окажется денег на строительство инженерных сетей в новых микрорайонах.В создавшейся ситуации вновь возникли споры о вкладе Новолипецкого комбината в консолидированный бюджет области.
Прокомментировал ситуацию «Липецкой газете» заместитель главы администрации области Вячеслав Щеглеватых.
— Вячеслав Михайлович, как вы оцениваете решение Арбитражного суда о снижении стоимости «комбинатовской» земли?
— Реакцией на такое решение станет апелляционная жалоба, которая в настоящее время готовится администрациями города и области. Так что окончательные выводы делать пока рано. Надеюсь, что наши доводы будут услышаны. В противном случае Липецку не избежать трудностей, вызванных дефицитом финансовых ресурсов.
— Пресс-служба ОАО «НЛМК» в свою очередь заявила, что в 2012 году металлурги увеличат платежи в бюджет региона на 2,6 миллиарда рублей. Соответствует ли действительности эта цифра?
— Заявление представителя ОАО «НЛМК» об увеличении налога на прибыль на 2,6 миллиарда рублей, надо полагать, связано с созданием в 2012 году консолидированной группы налогоплательщиков, ответственным участником которой является Новолипецкий комбинат. Но такой вывод, по всей видимости, является слишком поспешным. По оценке большинства экспертов, платежи комбината по налогу на прибыль, наоборот, окажутся ниже прошлогоднего уровня.
— Почему же не оправдываются оптимистичные прогнозы по консолидированной группе налогоплательщиков НЛМК?
— До последнего времени вертикально интегрированные компании, держащие в своих руках всю технологическую цепочку от производства сырья до транспортировки готовой продукции, имели в своем распоряжении множество путей, позволявших «оптимизировать» налогообложение. В основе всех хитроумных схем лежали так называемые трансфертные цены. Это когда взаимозависимые предприятия завышают или занижают стоимость поставляемых друг другу сырья, материалов и товаров. В результате могла получиться противоречащая здравому смыслу ситуация, когда производственные мощности сосредоточены в одном регионе, а прибыль «утекает» в другой. Подобная проблема приобрела общероссийский характер. Ответом на неё стали два федеральных закона, поставивших под контроль трансфертное ценообразование.
Крупные компании, чья стоимость активов превышает 300 миллиардов рублей, получили возможность создавать консолидированные группы налогоплательщиков. По такому пути, в частности, пошел Новолипецкий комбинат. В состав созданной им консолидированной группы вошли ОАО «Алтай-кокс», ОАО «Стойленский ГОК», ОАО «Доломит», ОАО «Стагдок», ООО «Строительно-монтажный трест НЛМК», ООО «ВИЗ-Сталь» и другие компании. Теперь между всеми регионами, на территории которых находятся дочерние предприятия НЛМК, будет распределяться налог на прибыль, полученную консолидированной группой. Решающее значение при этом будет иметь стоимость основных фондов и среднесписочная численность работников. Поскольку в Липецкой области располагаются основные производственные мощности Новолипецкого комбината, при разделе «налогового пирога» мы получим больше денег, чем остальные регионы. Иными словами, новации в налоговом законодательстве создали объективные предпосылки для увеличения платежей по налогу на прибыль со стороны ОАО «НЛМК». Но этого не произошло. Причин здесь несколько, в том числе кризисные явления в металлургической отрасли. Сырье на мировых рынках продолжает дорожать, а цена на сталь пропорционально не увеличивается. Другая причина связана с тем, что металлурги потребовали возвратить им из бюджета миллиард рублей, уплаченный по налогу на прибыль в предыдущие годы. Обоснованность их претензий в настоящее время проверяет Федеральная налоговая служба.
— Как за последние годы менялся вклад металлургов в формирование консолидированного бюджета Липецкой области?
— Как и в советские годы, так и в начале нынешнего столетия Новолипецкий комбинат являлся крупнейшим налогоплательщиком области, доля платежей которого превышала половину консолидированного бюджета. Но уже в 2009 году объем средств, получаемых от комбината, резко сократился — до 17 процентов. По предварительным данным, в текущем году доля ОАО «НЛМК» в общем объеме консолидированного бюджета области составит порядка 20 процентов, тогда как в 2011 году этот показатель равнялся 27 процентам.
— В последние годы администрация области целенаправленно занималась диверсификацией экономики, призванной снизить зависимость региона от металлургической отрасли. Оправдала ли себя эта политика?
— Приведу лишь один красноречивый пример. В 2009 году бюджет области разом лишился десяти миллиардов рублей из-за падения цен на черные металлы, спровоцированного мировым финансовым кризисом. Нам было трудно, но социально-политической катастрофы в регионе не произошло. Бюджетники без задержек получали заработную плату, государственную поддержку получил реальный сектор экономики. Смягчить последствия кризиса мы смогли во многом благодаря многочисленным «точкам роста», созданным в различных отраслях на территории региона.
Проводимый курс еще не раз доказывал свою эффективность. Так что администрация области и дальше основные усилия сосредоточит на создании благоприятного инвестиционного климата. Как и прежде, серьезные налоговые льготы будут предоставляться участникам особых экономических зон и индустриальных парков, а также компаниям, реализующим масштабные инвестиционные проекты. В особых экономических зонах за счет бюджета продолжится строительство объектов инфраструктуры. По-прежнему широкую государственную поддержку будет получать малый бизнес.
Наша политика строится на понятных и прагматичных принципах. Сегодня мы поддерживаем реальный сектор экономики — завтра получаем дополнительные налоговые поступления и новые рабочие места. Начатая по инициативе главы администрации области Олега Петровича Королёва диверсификация экономики позволяет нам из года в год увеличивать объем консолидированного бюджета. Все это помогает развивать социальную сферу, одновременно поддерживая реальный сектор экономики.