Кредиторы должны давать своим клиентам возможность сделать осознанный выбор – согласиться на дополнительные услуги или отказаться от них. Соответствующее письмо Банк России направил финансовым организациям.
Нередко банки и микрофинансовые организации продолжают использовать онлайн-формы с уже заполненными за заемщика согласием на оплату страховок, сертификатов на разные консультации, СМС-информирование и другие услуги. При этом они применяют маркетинговые уловки, из-за которых отметки о согласии легко не заметить.
«Внимание клиентов могут отвлекать яркие и крупные надписи, предлагающие перейти к следующему шагу оформления кредита или займа и тем самым согласиться на оплату дополнительных услуг. А чтобы отказаться от них, человеку нужно совершить несколько действий – например, зайти в отдельный раздел и там убрать отметку. Такие методы противоречат закону», – комментирует управляющий липецким отделением Банка России Дмитрий Чебряков.
Нарушителям закона Банк России направляет индивидуальные рекомендации, проводит с ними надзорные встречи, выдает предписания, штрафует.
«Важно, чтобы и сами граждане сохраняли бдительность при оформлении договора, в том числе онлайн. Внимательно читайте документ, старайтесь понять каждый его пункт, и если есть дополнительные услуги, обязательно уточняйте информацию по ним и отказывайтесь, если они не нужны», – резюмирует Дмитрий Чебряков.