С начала года от жителей Липецкой области в Банк России поступили 56 жалоб на факты навязывания кредитными и микрофинансовыми организациями дополнительных платных услуг. Например, при заключении договоров потребительского кредита, ипотеки и автокредита клиентов убеждали, что обязательно нужно приобрести и страховку.

Российское законодательство запрещает навязывать приобретение товаров, работ или услуг при покупке других. Кроме того, заемщик может отказаться от дополнительной платной услуги при получении кредита или займа.

За соблюдением этих норм следят Банк России и Роспотребнадзор. Недавно ведомства направили совместное письмо в банки, микрофинансовые организации и кредитные потребительские кооперативы, где обратили внимание на недопустимость навязывания допуслуг. Они также напомнили, что любые условия договора, нарушающие установленные законом права потребителя, признаются недействительными.

— При заключении договоров на получение той или иной финансовой услуги нужно всегда внимательно читать документ. Это можно сделать и дома, в спокойной обстановке, советуясь со своими родственниками или юристом. У вас всегда есть пять дней на изучение договора. Его условия в течение этого времени не могут измениться. Особое внимание стоит уделить строкам с наименованием дополнительных услуг, — советует руководитель Отделения Липецк ГУ Банка России по ЦФО Татьяна Божко.

Если вы столкнулись с нарушением ваших прав при получении финансовых услуг, можно обратиться в Интернет-приемную Банка России на сайте cbr.ru или по телефону 8-800-300-30-00.