«Мы немало сделали для приведения в порядок инфраструктуры образования, материально и технически переоснастили наши учебные заведения. Важно продолжать эту работу, чтобы учебная дошкольная, школьная и университетская среда соответствовали всем современным стандартам. Наше видение того, как это обеспечить – должно быть отражено в Стратегии», – считает Владимир Якушев.
Секретарь Генсовета партии обозначил ключевые направления, которые требуют особого внимания при подготовке Стратегии. Среди них – оптимальная нагрузка на школьников. Якушев отметил, что многие родители и ученики обеспокоены растущим числом обязательных предметов и объемом домашних заданий.
«В Стратегии должны быть решения, которые, с одной стороны – будут отвечать на запрос о снижении нагрузки на школьников. А с другой – обеспечивать современный уровень знаний и компетенций учащихся и выпускников», – подчеркнул секретарь Генсовета партии.
Особое внимание в документе следует уделить условиям труда учителей. Якушев предложил разгрузить педагогов от излишней отчетности и бюрократии, а также доработать систему оплаты труда.
«Для школьных учителей необходимо обеспечить соответствие оплаты и нагрузки, чтобы наиболее востребованные специалисты получали адекватное вознаграждение за свою работу. Могли по-настоящему достойно зарабатывать в школе, а не уходить в репетиторство», – акцентировал Владимир Якушев.
Как отметил первый заместитель председателя комитета ГосДумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга, Стратегия должна быть направлена на то, чтобы создать условия для эффективной работы педагога. Нельзя потерять творческую составляющую профессии педагога, новаторство всегда приветствовалось в образовании. Отношения к профессии должно измениться. У педагога должен быть бесспорный авторитет в аудитории и в обществе.
Острая проблема – разрыв уровня оплаты труда преподавательского состава и руководства вузов. Для её решения, отметил Владимир Якушев, необходимо привести вознаграждение за труд в соответствие со вкладом в процесс обучения и, возможно, сделать наличие справедливой системы оплаты труда одним из критериев оценки эффективности работы руководства вузов.
Ещё одна важная тема – итоговая государственная аттестация. Предлагается оценить целесообразность ЕГЭ и определиться с его будущим.
«В Стратегии должен быть дан однозначный ответ по вопросу итоговой государственной аттестации для тех, кто закончил школу и собирается поступать в вуз. Пришло время определиться: либо мы сохраняем ЕГЭ и полностью прекращаем дискуссии на эту тему. Либо отказываемся от него. И тогда в Стратегии должна быть предложена новая форма аттестации выпускников школ. А также – для поступления в вузы», – заключил Владимир Якушев.
В свою очередь глава комиссии Генсовета «Единой России», председатель Совета федеральной территории «Сириус» Елена Шмелёва отметила, что в основе Стратегии развития образования должны быть вопросы суверенности российского образования и национального целеполагания.
«Нужно обеспечить углублённые знания истории России, полученные в рамках школьной программы, и дать новое качество этой работы, чтобы формировать научную гражданственность нашей молодёжи», – отметила Елена Шмелёва.
Заместитель министра просвещения Ирина Шварцман заверила, что все предложения «Единой России» будут учтены при разработке Стратегии развития образования.