К началу учебного года ученики 10-х и 11-х классов получат новые учебники истории. Единое пособие создавалось под руководством помощника президента РФ, председателя Российского военно-исторического общества Владимира Мединского. Издание включает четыре книги: «История России» (10-й класс), «Всемирная история» (10-й класс), «История России» (11-й класс) и «Всемирная история» (11-й класс).
Один из соавторов учебника – научный руководитель Института всеобщей истории РАН, академик Александр Чубарьян. Он отметил, что в новых пособиях постарались уйти от европоцентризма.
Один из соавторов учебника – научный руководитель Института всеобщей истории РАН, академик Александр Чубарьян. Он отметил, что в новых пособиях постарались уйти от европоцентризма.
«Мы преодолели этот недостаток [европоцентричность], причем все учителя очень поддержали нас. Теперь в учебнике много рассказывается о Китае, Индии, Японии. Даже впервые присутствует Африканский континент, особенно в учебнике для 11-го класса. Появились разделы о Латинской Америке. Значительно усовершенствованы разделы культуры и науки в мире», – рассказал Александр Чубарьян.
Новый учебник поможет школьникам сформировать наиболее полную картину о событиях, происходивших в нашей стране и мире. Готовить единое пособие начали по запросу учителей. Педагоги отмечали дефицит информации, которую приходилось искать в других источниках, чтобы объяснить ученикам те или иные явления современного мира.
В новых пособиях изменены акценты в оценке многих событий. К примеру, переписаны разделы о 1970-х, 1980-х, 1990-х и 2000-х годах, Первая мировая война оценивается с точки зрения более широкого международного контекста, много внимания уделено Второй мировой войне. В учебнике появился раздел с 2014-го по сегодняшний день, включая спецоперацию России на Украине.
«Мы показали международный контекст, фон, что важно для молодого поколения, – рассказал академик Александр Чубарьян. – Надо было изучить, что предшествовало нынешним событиям. И об этом подробно рассказывается в учебнике. В нем говорится о наших предложениях по безопасности, которые были отклонены США и Европой. Упоминается о том, что мы рассчитывали на Минские соглашения. Мы привели цитаты Франсуа Олланда (бывший президент Франции) и Ангелы Меркель (бывший канцлер ФРГ), которые прямо сказали, что Украина не собиралась выполнять условия соглашений».
Новый учебник оценили липецкие историки, работающие в местных вузах. Эксперты уверены, что подобное пособие было необходимо.
«Многое накопилось за последнее время такого, что не отражалось в школьных учебниках вообще, – считает кандидат исторических наук, доцент Липецкого филиала РАНХиГС Александр Черных. – В них нить истории обрубалась на 1991 году, в лучшем случае на 2000 годах. Но с тех пор произошло много событий, существенно изменивших ход истории. И их надо было объяснить. Например, дать оценку событиям, из которых вытекает конфликт на Украине. Пришло время переосмыслить политические процессы. Концептуально учебник необходим, как воздух. Его появление изменит парадигму восприятия последующими поколениями политической действительности».
Доктор исторических наук, профессор ЛГПУ им. П.П. Семенова-Тян-Шанского Виктор Томилин считает, что появление нового учебника можно воспринимать, как факт ответственного отношения государства к вопросу исторического образования и патриотического воспитания детей.
«После прекращения деятельности СССР в нашей стране заговорили о плюрализме в сфере политической, образовательной, культурной. Появилось большое количество учебников альтернативных, к тому же издательское дело превратилось в очень доходный бизнес, и качество многих учебников было невысоким, порой дело доходило до абсурда, когда важнейшие моменты нашей истории в том или ином учебнике опускались, отсутствовали. Во многих пособиях события, происходившие в нашей стране в 1970-х, в 1980-х годах, преподносились исключительно в отрицательном ключе, как годы застоя. Но это ещё годы движения, развития. Это и массовое жилищное строительство, и автомобилизация населения, и вычёркивать эти факты ни в коей мере нельзя! Это наше достояние, это наша история! Теперь эти разделы будут представлены должным образом в новом учебнике. Также в нём появится раздел, посвящённый СВО. Специальная военная операция имеет значение всемирно-исторического плана, здесь Россия выступила с точки зрения собственных национальных интересов, с точки зрения защиты русских на территории Донбасса, с точки зрения формирования многополярного мира – да, это само по себе очень важно, но нам ещё нужно знать тех героев, которые защищают страну, поэтому очень хорошо, что этот раздел будет представлен в новом едином учебнике истории", – считает Виктор Томилин.
Уже начата работа над новыми учебниками истории для ребят с 5 по 9 класс. К началу следующего учебного года книги будут готовы. Таким образом, школы получат полную единую линейку истории для формирования у учащихся полной картины мира.