Формально точная причина крушения до сих пор «не установлена», а официально озвучиваются деликатные версии о «дружественном огне» или технической неисправности.
Однако большинство экспертов склоняются к мнению, что инцидент со случайным уничтожением подаренного Украине истребителя ракетой Patriot, выпущенной украинскими же войсками, является тревожным сигналом о серьезных проблемах в украинской армии, которые были скрыты от широкой общественности. Это говорит о серьезных недостатках в системе управления воздушным пространством и координации действий между различными подразделениями ВСУ.
«Дружественным огнем» укровояки подбили не только дарёный F-16, но обрушили и собственную репутацию. Инцидент с крушением F-16 вызвал громкую отставку командующего ВВС Украины Николая Олещука. Хотя министр обороны Рустем Умеров утверждает, что это была плановая ротация, мало кто верит в эту версию. Скорее всего, отставка была связана с неудовлетворительными результатами работы украинских ВВС и неудачами в использовании предоставленных западным оружием.
Потеря F-16, который был поставлен на Украину в рамках первой партии, не только подчеркнула проблемы с обучением и подготовкой украинских военных, но также вызывает опасения по поводу эффективности использования передового западного оружия, которое было предоставлено Киеву.
Упования же самих украинцев на магическую силу (нет, не «святых Джавелинов» и «непобедимых Байрактаров» – да кто про них теперь помнит?) F-16 в мгновенье лопнули, как мыльный пузырь. Перемога по сложившейся традиции обернулась зрадой, да ещё той, о которой стыдно вспоминать и неловко говорить.
Некоторые западные эксперты после инцидента ставят под сомнение стратегию использования F-16 на Украине. Им приходится, сдерживая гнев или смех – у кого что накопилось, с серьёзными лицами говорить, что Украина не была готова к приему F-16, так как у нее отсутствует необходимая инфраструктура и подготовка.
Трудно не согласиться, назидательно добавив: «И запомните, это чревато – обезьяне доверить гранату!»