Золотую звезду он получил после спасения челюскинцев.

Первое в истории страны звание Героя Советского Союза присвоили семерке авиаторов, которые спасли людей, пострадавших в катастрофе с пароходом «Челюскин». Среди этих отважных летчиков был наш земляк Михаил Водопьянов.

«Обратите внимание на этот плакат … наш земляк Водопьянов. Представьте для них официально придумано было это звание и, естественно, указом утверждено. Обратите внимание, что каждый из них получил вот такой документ и по ордену Ленина и только через пять лет 7 ноября 1939 года каждый из них получает медаль «Золотая звезда», – рассказала заведующая отделом Липецкого историко-культурного музея Елена Кольцова.

Весной 1934-го вместе с товарищами летчик вывез на большую землю участников арктической экспедиции. Ледоходный пароход «Челюскин» должен был пройти от Мурманска до Владивосток, отработать схему доставки грузов по Северному морскому пути. Но потерял управление, три месяца дрейфовал, после чего ушел под воду. Оставив людей дожидаться помощи во льдах.

Водопьянов совершил перелет длиной почти 6 тысяч километров из Хабаровска. Без штурмана, без радиста, по неимоверно тяжёлой трассе – через Чукотский хребет. И за три рейса вывез десять человек из лагеря челюскинцев.

«Всего на льдине оказались 104 человека после того, как Челюскин ушел под воду и в течение 24 рейсов вот эти шестеро летчиков вывезли абсолютно всех, а среди тех, кто оказался на льду, среди тех, кто ждал помощи была девочка возраста чуть более 1,5 лет, была новорожденная девочка», – рассказал кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории ЛГПУ Геннадий Уваров.

Родился Михаил Водопьянов 18 ноября 1899 года в крестьянской семье в селе Большие Студёнки Липецкого уезда Воронежской губернии. В 1919 году призвали в армию. Водопьянов служил обозным при дивизионе тяжёлых кораблей «Илья Муромец», базировавшихся под Липецком.

«Я почти не покидал аэродрома, ремонтировал боевые машины. С восторгом провожая их в полет, я бежал рядом с крылом, помогая пилотам вырулить на старт. И в эти минуты у меня зародилась дерзкая мечта — научиться летать», - вспоминал сам Михаил Водопьянов.

Право работать лётчиком Михаил Водопьянов получил в 29 лет, в 31 год первым открыл воздушную линию на остров Сахалин. В 34 потерпел крушение, получил сотрясение мозга и множественные переломы. А уже через год эвакуировал «челюскинцев». Еще через несколько лет отправился на фронт. Наш земляк – участник советско-финляндской и Великой Отечественной войн.

За большие потери техники Михаил Водопьянов был смещён с должности командира дивизии, но продолжал совершать боевые вылеты как рядовой лётчик. Это единственный случай в истории Великой Отечественной, когда генерал на протяжении всей войны выполнял боевые полеты по бомбардировке вражеских объектов в качестве рядового летчика. И вновь был награжден - двумя орденами Красного знамени и орденом Отечественной войны I степени.

«Он был человек поступка – дедушка, это редкость, но знаете и время, наверное, было такое много было таких людей, вот Голованов, например, он заступился за дедушку в 43-м и его восстановили в звании, присвоили звание генера-майор. Дедушка был доброты необыкновенной и широты душевной необыкновенной в всегда восхищаюсь и говорю, какого человека родила прекрасная липецкая земля», – вспоминает внучка Героя Советского союза Михаила Водопьянова.

Имя нашего земляка носят 25 улиц, переулков и проездов в разных городах страны. Они есть в Москве, Екатеринбурге, Красноярске, Сыктывкаре, Якутске и Азове. В Липецке улица Водопьянова появилась в 82-м году во время строительства 20 микрорайона. Она проходит от Кольцевой площади до улицы Яна Берзина. Ее протяженность чуть больше полутора километров.

Именем легендарного летчика в Липецке названа школа. На улице Студёновской под номером 9. В ней работает музей Михаила Водопьянова.

Потрет героя и покорителя Севера высотой с девятиэтажку украшает стену дома №72 по проспекту Победы в Липецке. Автор рисунка - обычная городская школьница, которая хорошо знает историю и помнит тех, кто ее творит.