Общепризнанные принципы и нормы международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации частью российской правовой системы. При этом принципы права – это общие и руководящие идеи, лежащие в основе регулирования и определяющие его основные тенденции.
Жителей из Донецкой и Луганской Народных Республик готовы принять 43 региона России. Среди них и Липецкая область. Так, в Грязинском, Задонском и Тербунском районах готовы пять пунктов временного размещения, рассчитанные в общей сложности на 750 человек.Прибывающих обеспечат питанием, постельным бельем, предметами первой необходимости, средствами индивидуальной защиты. Приехавших осмотрят медики, всех протестируют на коронавирус. В пунктах временного размещения с ними буду работать волонтеры и психологи.
Свое мнение о сложившейся ситуации высказал доцент кафедры Липецкого филиала РАНХиГС Андрей Забайкалов:
"Общепризнанные принципы и нормы международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации частью российской правовой системы. При этом принципы права – это общие и руководящие идеи, лежащие в основе регулирования и определяющие его основные тенденции.
Поскольку принципы – это именно общие идеи, они могут в разных ситуациях конкретизироваться по-разному. Более того, иногда принципы вступают в прямое противоречие. Так, по общему правилу, правосудие осуществляется с соблюдением принципа гласности. Однако в случаях, когда, например, процесс касается несовершеннолетних или вопросов государственной тайны, материалы не подлежат разглашению.
В международном праве такое противоречие наблюдается между принципами права народов на самоопределение и принципом территориальной целостности государства. С одной стороны, «все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять своё экономическое, социальное и культурное развитие». Причем способами осуществления права на самоопределение могут быть «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса». С другой стороны, территория государства не может изменяться без его согласия, в том числе, путем отделения части. А государства, как правило, прямо запрещают возможность изменения территории.
Сложность ситуации придает и то, что оба принципа закреплены в одном авторитетном международном акте - Декларации о принципах международного права 1970 года.
Следует, правда, учитывать, что право наций на самоопределение во многом рассчитано на случаи освобождения от колониальной зависимости и иные похожие ситуации. В настоящее время оно чаще рассматривается как право на внутреннее самоопределение (в составе государств). Что касается крайней формы, предполагающей отделение, то она признается, когда государство не дает части своего население возможностей для развития.
Поскольку определить, когда государство начинает радикально нарушать право народа на самоопределение, давая ему право на отделение на основе международных принципов, довольно сложно, то решение этого вопроса зачастую носит политический, а не правовой характер. Так, уже классическим стало сопоставление ситуации в Косово, которое многие страны Европы признали без длительных размышлений, несмотря на изменение границ Сербии, и ситуации с Абхазией и Южной Осетией, когда те же страны повторяют доводы о территориальной ценности.
После событий 2014 года на Украине возможность части ее населения свободно «осуществлять своё экономическое, социальное и культурное развитие» очевидно ограничена. И чем дальше, тем радикальнее становятся принимаемые в этой сфере решения украинских властей.
В связи с этим волеизъявление населения Республики Крым и города Севастополь, направленное на вхождение в состав Российской Федерации, советовало принципам международного права. Решение же о согласии Российской Федерации о принятии данных регионов в состав Российской Федерации в 2014 году соответствовало политической обстановке того времени.
Что касается территорий Донецкой и Луганской области, то ситуация вокруг них долгое время носила относительно спокойный характер. Украина в последние годы не содействовала развитию данных регионов, но, по крайней мере, не мешала им жить. Однако последние события изменили обстановку. Действия украинских властей создают реальную угрозу физическому существованию проживающих там людей. Поэтому признание Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики вновь переходит из правового поля в политическое. Это практически полное повторение ситуации 2008 года, когда Грузия, Абхазия и Южная Осетия длительное время конфликтовали, но без полноценных боевых действий, но решение политического руководства Грузии нарушили шаткое равновесие".