Инклюзивное образование для особенных детей. С каждым годом городской проект становится всё популярнее. За последние 5 лет группы и классы для ребят с ограниченными возможностями здоровья открыли практически во всех садиках и в 25 школах Липецка. О возможностях новых образовательных площадок узнаете в нашем сюжете.

Банты, галстуки и школьная форма с иголочки. С виду обычные первоклашки, но на самом деле — «особенные». У всех ребят задержка речи, поэтому в начале каждого урока для них проводится специальная зарядка. Малыши тренируют мышцы губ, языка и щёк. И только потом начинается чтение и письмо.

Каждый год в 1 класс в 70 городской школе набирают 12 ребят с тяжёлым нарушением речи. Некоторых приходится учить говорить заново. В итоге — меняется не только произношение, но и судьба. Несколько лет назад к логопеду Ольге Поляковой привели мальчика. В 7 лет он не мог произнести без ошибки ни одной буквы в алфавите. Сейчас ребёнок учится вместе с обычными школьниками.

«С детками с тяжёлыми нарушениями речи я работаю уже пятый год, это мой второй набор. Сейчас мой первый выпуск в 5 классе. Я хочу сказать, что 50% ребят у нас ушли в общеобразовательные классы», — сказала Ольга Полякова, учитель начальных классов, учитель-логопед школы № 70 города Липецка.

Правильное произношение дети отрабатывают вместе и врозь — на индивидуальных занятиях. Артём Дреможенко на каждом уроке усердно рычит, чтобы поскорее избавится от дефектов речи и поставить звук «р». Ведь тогда он сможет чётко и правильно произносить своё имя и фамилию.

«Ребёнок не выговаривает шипящие — мы ставим звук „ш“, если не выговаривает соноры — „л“, „р“. С каждым ребенком мы ставим тот звук, который ему необходим и автоматизируем его», — рассказала Анастасия Вобликова, учитель начальных классов, учитель-логопед школы № 70 города Липецка

С каждым годом особенных детей становится всё больше и в дошкольных учреждениях. Одним из первых свои двери для малышей с проблемами здоровья распахнул 136 садик. Сейчас половина групп в детском саду для детей с аутизмом и задержкой развития. Свободных мест в них нет.

«Многие мамы приходят и не знают, что делать. Основная масса детей приходит неподготовленная к детскому саду. Они не умеют одеваться, не умеют есть, и все эти навыки они приобретают у нас в детском саду», — сказала Елена Малахова, учитель-дефектолог детского сада № 136 города Липецка.

С «особенными» ребятами в садике занимаются не только воспитатели, но и дефектологи, логопеды, психологи, тьюторы.

В итоге, дети зачастую догоняют сверстников и их переводят в обычные группы. Такие успехи вселяют надежду. Сейчас в городской проект «Инклюзивное образование» включились практически все детские сады и 25 школ.