«Эффективно противостоять киберугрозам можно только сообща»

Нам часто кажется, что мошенники точно не смогут нас обмануть. Вокруг много информации о том, как противостоять мошенникам. Однако в самый ответственный момент мы теряем осторожность и бдительность. Как распознать мошенника, не позволить ему украсть ваши деньги, и где вообще можно узнать об этом подробнее мы спросили у заместителя председателя Центрально-Черноземного банка Сбербанка Андрея Леонова.


Андрей Вячеславович, Сбер – один из финансовых институтов, который активно поднимает на всех уровнях вопросы финансовой грамотности населения, кибербезопасности и в целом противодействия преступным действиям в этих направлениях. Расскажите, как сейчас банк вместе с правоохранительными органами противостоит мошенникам?

Эффективно противостоять киберугрозам можно только сообща. Мы постоянно обмениваемся опытом и помогаем сотрудникам полиции: предоставляем информацию, которая может помочь в поимке злоумышленников и расследовании уголовных дел. В ходе совместной работы сотрудников правоохранительных органов и службы безопасности Центрально-Черноземного банка Сбербанка предотвращен ущерб клиентам в общей сумме около 500 млн рублей, в том числе около 240 млн рублей – кредитные средства, полученные клиентами под воздействием третьих лиц.


Могут ли граждане помогать в поимке телефонных мошенников?

Конечно, при этом эта помощь будет ценной и для органов внутренних дел, и для банков. Когда вы поняли, что голос на другом конце провода – мошенник, прекратите разговор и сообщите об этом в приложении Сбербанк Онлайн. Во вкладке «сообщить о мошеннике» нужно будет ответить на два вопроса и оставить данные злоумышленников, которые вам известны, например, номер телефона, с которого вам звонили. Так вы поможете службе безопасности Сбера бороться с киберпреступниками. А если вы все-таки назвали мошенникам свои данные, то как можно быстрее заблокируйте карту, обратившись в контактный центр банка по номеру 900.


Давайте еще раз напомним гражданам, какие уловки могут использовать злоумышленники, чтобы завладеть деньгами?

Главный инструмент современного киберпреступника — социальная инженерия. Мошенники могут представляться сотрудниками банка или службы безопасности, представителями правоохранительных органов или социальных служб. Далее сценарии обмана могут быть разными, но основная задача у злоумышленников одна – завладеть вашими банковскими данными, чтобы похитить деньги. Одновременно с этим лжесотрудники намеренно нагнетают ситуацию и воздействуют на свою потенциальную жертву для принятия решения «здесь и сейчас». Настоящий сотрудник банка никогда не будет торопить – он может операцию просто приостановить, если она действительно является подозрительной.

Если же вы откажетесь сообщать информацию, то для большей убедительности мошенники могут называть вас по имени и отчеству, говорить, что звонят якобы с официального номера банка, просить самостоятельно сделать перевод средств на «защищенный банковский счет», пообещав, что потом их можно будет вернуть.

Сотрудники Сбера никогда не звонят клиентам, чтобы узнать данные банковских карт или перевести деньги куда бы то ни было. Если вам поступил такой звонок – это мошенник. Если возникли сомнения, сразу прекращайте разговор.


Вы сказали, что сотрудники банка не совершают звонки, чтобы сообщить о сомнительных операциях. Тогда в каких ситуациях банк может связаться с клиентом?

У сотрудников банка немного поводов, чтобы позвонить клиенту. Большинство предложений сейчас адресуется через общедоступные каналы информации. Мы регулярно информируем клиентов о новых продуктах или сервисах банка на сайте и в СМИ. Помимо этого, персональные предложения приходят уведомлением в мобильном приложении или на электронную почту.

Клиенту может позвонить менеджер отдела продаж, чтобы предложить открыть счет, взять кредит или оформить кредитную карту. Но нужно запомнить, что сотрудника банка не интересует конфиденциальная информация.


Существуют ли сейчас технологии, чтобы своевременно обнаружить и отреагировать на подозрительную активность?

Безусловно, мы внимательно изучаем различные случаи мошеннических действий в отношении наших клиентов. Сбер совместно с операторами связи продолжает развивать антифрод-систему для защиты от телефонного мошенничества. Она позволяет выявлять атаки преступников в режиме реального времени: система сразу же отслеживает мошеннический звонок, после чего банк принимает меры для защиты клиента ещё до того, как он успевает перевести деньги преступнику. Таким образом, совместными усилиями мы работаем над повышением безопасности наших клиентов.


Считается, что молодежь более подкована в части информационных технологий, по вашему мнению, насколько эта категория подвержена различным киберугрозам?

Поделюсь одним примером, из которого будет понятно, что и молодое поколение так же подвержено киберпреступлениям. Недавно в рамках одного из мероприятий с одним из воронежских вузов мы решили провести небольшой эксперимент: 180 студентам были разосланы фишинговые ссылки с промокодом на бесплатный обед в ресторане быстрого питания. 75% получателей успешно прошли проверку, 17% студентов перешли на подконтрольный злоумышленнику сайт, а 8% совершили потенциально опасное действие. Количество попавшихся на нашу уловку достаточно велико. Существует мнение, что лучший способ решить проблему – сделать так, чтобы она больше не повторилась. Поэтому проведенный эксперимент еще раз показывает, что нельзя останавливаться и нужно продолжать усиливать работу. Оказаться жертвой мошенников может и молодой человек, и представитель старшего возраста.


Какими способами банк развивает финансовую и киберграмотность населения?

Успех в борьбе с кибермошенничествами – это своевременная профилактика. Большая часть проблем возникает из-за того, что у многих людей отсутствуют элементарные представления о нормах безопасности.

Для развития финансовой и киберграмотности Сбер создал онлайн-ресурс «Кибрарий». Он помогает узнать о киберугрозах, схемах мошенничества, защитить свои сбережения и конфиденциальные данные от киберпреступников. Информация на сайте представлена в максимально удобном для восприятия виде, в том числе в формате коротких видеороликов и памяток. Она сгруппирована для разных категорий пользователей: родителей и детей, молодёжи, пенсионеров, предпринимателей и экспертов в сфере кибербезопасности.

Кроме того, для детей от 6 до 14 лет Сбер разработал приложение «СберKids». Там ребята научатся основам финансовой грамотности, а родители смогут контролировать их траты. Молодые люди постарше в сообществе «СберКот» в ВКонтакте могут получить финансовые советы о том, как зарабатывать и экономить.

Управлять финансами, научиться инвестировать, пользоваться льготами и идти в ногу со временем поможет информационный портал SberSova. Следуя инструкциям, опыту чужих успехов и ошибок, реальных ситуаций из жизни клиент подберёт подходящие инструменты для решения любых финансовых задач.