Больше 60% россиян хотя бы раз в неделю сталкиваются с недостоверной информацией в интернете. При этом растёт количество людей, которые знают о фактчекинге. Такие данные озвучил генеральный директор АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы» Владимир Табак в рамках пресс-конференции «Противодействие фейкам в 2024 году», которая прошла в ТАСС.

«46% респондентов знают или что-то слышали о фактчекинге. 18% знают, но это знание зачастую поверхностное. Аудитория преувеличивает собственные способности к анализу информации. При этом 45% опрошенных считают, что имеющихся мер противодействия дезинформации недостаточно. Основной запрос — это запрос на привлечение лиц, распространяющих фейки, к ответственности и блокировку источников. Однако его зачастую трудно удовлетворить», — рассказал генеральный директор АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы» Владимир Табак.

Сейчас в Рунете становится меньше копий фейков, при том что их уникальное количество остается приблизительно на уровне прошлого года. По словам Владимира Табака, в первом полугодии снижалось количество фейков, связанных с темой СВО. Если с января по март средняя доля просмотров недостоверных новостей в этой категории составляла 69%, то в июле количество просмотров сократилось до 35%, но в августе, после атаки на Курскую область, стремительно выросло и достигло 81%.

«Мы наблюдаем снижение интереса аудитории к СВО-повестке и усталости от информационного шума, который начал фиксироваться еще в 2023 году. Кроме того, мы видим, что фейки становятся более региональными. Если в начале СВО они распространялись на федеральном уровне, то сейчас мы наблюдаем смещение в сторону конкретных регионов и ситуаций, связанных с конкретными людьми», — объяснил Владимир Табак.

В Липецкой области в этом году количество фейков осталось примерно на том же уровне, что в 2023-м. В вирусных сообщениях фигурируют разные темы. Так одним из громких фейков в этом году стала информация о якобы «датчике наведения ракет и БПЛА». «Новость» активно распространялась в региональных социальных сетях с целью запугать население. Однако дезинформация была оперативно обнаружена и опровергнута аналитиками Центра управления регионом Липецкой области.

Ещё одним громким фейком этого года стала информация о якобы массовом минировании торговых центров и школ. Участились случаи создания фейковых аккаунтов представителей региональной власти. С помощью нейросети злоумышленники даже подделали голос губернатора Липецкой области и рассылали записанное якобы Игорем Артамоновым аудиосообщение, в котором говорилось об обнаружении в водозаборах Чаплыгинского района холеры и объявлении всеобщей эвакуации. Так злоумышленники планировали посеять панику среди жителей. Не получилось. Фейк был оперативно разоблачён, жителям сообщили, что на самом деле вода безопасна, никакой эвакуации не проводится.

«Липецкая область активно борется с фейковыми новостями. Мы разработали эффективные механизмы для мониторинга медиапространства, в том числе на предмет ложной информации. Выявлять и опровергать фейки нам удаётся в кратчайшие сроки. Через местные СМИ и официальные каналы жители региона оперативно получают разъяснения, почему „громкая новость“ на самом деле всего лишь мыльный пузырь, фейк, которому не стоит доверять. В связи с этим хочется ещё раз призвать наших граждан быть внимательными к источникам информации и не поддаваться на провокации, которые являются одним из главных инструментом в информационной войне», — отметил начальник управления информационной политики Липецкой области Михаил Шаршаков.

То, что повышение медиаграмотности и информационная гигиена граждан — важные составляющие эффективной борьбы с фейками, также отмечалось на пресс-конференции в ТАСС. Успешное противодействие дезинформации зависит не только от профессионалов, но и от простых пользователей интернета, уверена директор Департамента развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Екатерина Ларина.

«Почему эта проблема в наше время так обострилась? Раньше мы видели официальные источники информации, а сейчас любой человек с выходом в интернет получает доступ к массовой аудитории и воспринимается пользователями как источник. Поэтому важно понимать, как отличать верифицированные источники и достоверную информацию», — подчеркнула Екатерина Ларина.