20 марта 2000 года. Владимир Путин отправляется в Грозный не на своем премьерском лайнере, а на боевом истребителе «СУ-27». Исполняющий обязанности главы государства занимает место второго пилота. Машиной управляет признанный ас — генерал Александр Харчевский. Этот полет вошел в историю.

Впрочем, таких вот ярких деталей в биографии липецкого летчика немало. В небе он чувствовал себя в своей стихии. Вот он за штурвалом многотонной машины демонстрирует необыкновенную легкость в выполнении сложнейших элементов высшего пилотажа.

Харчевский стал одним из основателей легендарных «Соколов России». Сейчас это единственная пилотажная группа, которая на боевых самолетах показывает приемы ближнего воздушного боя на больших скоростях и сверхмалой высоте.

Александр Харчевский и сам создавал новые приёмы воздушного боя. В мировую авиаисторию он вошёл легендарным выступлением на международном салоне в США, где лично на Су-27 провёл больше 30 воздушных боёв с иностранными военными лётчиками и ни в одном из них не уступил.

А всего более 4000 часов за штурвалом. Это так много и одновременно так мало. Вот Александр Харчевский 9 лет назад прощается со знаменем своего родного липецкого авиацентра. И говорит слова о своей летной карьере, которые сегодня кажутся пророческими: «Кажется, вот эта вся летная жизнь как какой-то семестр пролетел и вдруг такой экзамен трудный. Сдавать не надо, но сдаться нельзя».

О невосполнимой утрате сегодня написал в своем телеграм канале Игорь Артаманов. «К сожалению, я не застал Александра Николаевича за штурвалом в Липецке. Он ушёл из военной авиации в 2015-м, достигнув предельного возраста для военной службы. Но в нашу встречу я запомнил его крепким, хватким, настоящим соколом. Соболезную родным и близким. Вечная память настоящему лётчику, человеку, патриоту и герою нашей страны»