На днях министр науки и высшего образования России Валерий Фальков подписал распоряжение о запуске пилотного проекта, по которому темы научных исследований в регионах будут согласовываться губернаторами. Проект касается только тех вузов и научных институтов, которые входят в региональные научно-образовательные центры (НОЦ) мирового уровня, объединяющие вузы, научные организации и крупные компании. В рамках национального проекта «Наука» в стране создано 15 таких центров. На другие научные и образовательные организации распоряжение не распространяется.

«В процесс планирования новых тем для фундаментальных научных исследований на 2023 год добавляется этап их рассмотрения на заседаниях наблюдательных советов НОЦ, которые возглавляются губернаторами, — отметил Валерий Фальков. — Совет сможет оценить предлагаемые тематики, их соответствие программе деятельности научно-образовательных центров. И проанализировать, насколько они соотносятся с социально-экономическими потребностями региона в условиях санкций».

Также губернаторы не смогут отклонять проекты научных исследований и согласовывать темы работ. Проще говоря, не смогут диктовать ученым, чем им нужно заниматься. Они лишь оценят полезность разработки той или иной научной темы для региона, но итоговое решение примет Минобрнауки.

«Новый подход позволит максимально использовать научный потенциал для развития регионов и применять результаты научных исследований, для решения конкретных проблем субъектов РФ, - уверена заместитель директора Липецкого филиала РАНХиГС Анна Шурупова. - Новый формат процедуры одобрения научных тем позволит руководителям регионов следить за успехами ученых и применять результаты исследований на благо жителей. Губернаторы будут знать, что ученый ищет решение существующей в регионе проблемы. У ученых же по-прежнему остается «пространство творчества», что сделает исследования более эффективными. Не секрет, что зачастую научные исследования далеки от интересов реального сектора экономики и региональной повестки. Нововведение Минобрнауки минимизирует этот пробел, позволяя решать конкретные задачи и также эффективно применять их результаты на практике».