Государственную Думу внесен законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Его главная цель – повысить ответственность местных чиновников перед жителями. Инициатива дальнейшего развития закона о публичной власти исходит от Владимира Путина.
Государственную Думу внесен законопроект «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Его главная цель – повысить ответственность местных чиновников перед жителями. Инициатива дальнейшего развития закона о публичной власти исходит от Владимира Путина. Система местного самоуправления станет одноуровневой. И это сделает невозможным «переваливание» ответственности с одной администрации на другую. С этим согласны и липецкие эксперты, у которых мы попросили прокомментировать законопроект.
«Поправки, внесенные в Конституцию Российской Федерации в 2020 году, закрепили, в том числе, принцип единства системы публичной власти, – отмечает Андрей Забайкалов, кандидат юридических наук, доцент кафедры Липецкого филиала РАНХиГС. - Единая система публичной власти включает в себя федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления в их совокупности. При этом указанные органы и уровни власти сохраняют самостоятельность и независимость друга от друга, будучи объединенными, прежде всего, общими целями и принципами организации и деятельности.
Для воплощения в жизнь новых норм Конституции проводится большая нормотворческая работа. Так, совсем недавно был рассмотрен закон об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации, который определил основы построения и функционирования регионального уровня государственной власти. В связи с этим неудивительно, что на повестке дня стоит рассмотрение проекта закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», который призван заменить Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», - считает Забайкалов.
Новый законопроект при этом снимает противоречия между регионами и муниципалитетами, распределяет функции и зоны ответственности. И это отличная новость для жителей, которые зачастую не знают «куда бежать» со своим вопросом.
«Мы, проводя исследования часто наблюдаем, что респонденты не видят ответственных за те или иные решения, не видят те инстанции, которые не могу решить их проблемы. Да, действительно эти проблемы решаются в рамках единых вот этих окон, таких как МФЦ, как Госуслуги, но тем не менее существуют определенные расхождения, существуют определенные проблемы с теми, кто принимает решение, и мы это постоянно фиксируем в наших исследованиях», - рассказал доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры философии, социологии и теологии ЛГПУ имени П. П. Семенова-Тян-Шанского Дмитрий Катаев. И добавляет:
«Не секрет, что муниципалитеты часто работают неэффективно. Хотя опять-таки эта ситуация исправляется в свете цифровизации. И в данном отношении этот законопроект также направлен на решение этой проблемы, потому что с одной стороны у муниципалитетов нет достаточных ресурсов, и закон направлен на то, чтобы эти ресурсы обеспечивались региональными и федеральными органами власти, а с другой стороны мы здесь видим момент, который связан с монократичным принятием решений, т.е. от центральных органов власти непосредственно к муниципалитетам».
Мнение Катаева разделяют и в политехе. Татьяна Большунова, завкафедрой социологии ЛГТУ так выразила свой взгляд на законопроект:
«В сочетании с принятым ранее во втором чтении проектом нового базового закона о региональной власти, определяющий полномочия субъектов, а также снимающий запрет для губернаторов избираться больше двух сроков подряд, он направлен на упрощение правовых конструкций, что позволит устранить путаницу с распределением полномочий между субъектом и муниципалитетом, а также социально-экономическое развитие в интересах граждан и общества. Основные изменения заключаются в том, что в основе системы организации власти на местах будет заложен не территориальный принцип, а принцип привязки к населению. Взаимоотношения между губернаторами и главами муниципальных образований также приобретут новое наполнение. А также предусмотрена «синхронизация» сроков полномочий мэра, избранного местной думой, и самой думы».
А вот, что думают о новом законопроекте те, кого он непосредственно затронет. Комментарий нам дали глава Липецка Евгения Уваркина и руководитель Данковского района Валерий Фалеев.
«Президент обозначил задачу – создать в России мощный институт публичной власти, а для этого необходимо развивать законодательную базу, - отметила Евгения Уваркина. - Все обязанности и зоны ответственности будут чётко распределены между администрациями. Дублирование функций останется в прошлом. Появится ясное понимание, кто именно должен реагировать на ту или иную проблему, решать тот или иной вопрос».
«Считаю, что новый законопроект продолжает выстраивать единую систему публичной власти, основания которой были заложены поправками в Конституцию Российской Федерации, принятыми в 2020 году, - резюмировал Валерий Фалеев. - Законопроект будет мотивировать нас, глав, выполнять KPI по социально-экономическому развитию района, что значительно повысит степень ответственности каждого главы района».
Стоит отметить, что законопроекту еще предстоит широкое и всестороннее обсуждение. По мнению политологов и социологов, при всей очевидности преимуществ, в нем есть и «узкие места», требующие доработки. В том числе, как отметили липецкие эксперты, важно, чтобы в дискуссии участвовали и прямые исполнители – представители муниципальной власти. На это есть около года. В силу основные положения, согласно проекту, должны вступить с 1 января 2023 года. А одноуровневую организацию будут вводить по всей стране в течение шести лет – до 1 января 2028 года.