В минувшие выходные на перрон липецкого железнодорожного вокзала прибыл «Поезд Победы». В девяти вагонах – история подвига советского солдата во время Великой Отечественной войны, рассказанная машинисткой Лидой. Аудиогид сопровождает экскурсантов на протяжении всего путешествия. Уникальную передвижную экспозицию посетила и наша съёмочная группа.

«Здравствуйте. Меня зовут Лидия. Я родилась в Советском Союзе, в Тамбове в семье машиниста», – рассказывает аудиогид. А потому в дороге Лида всю жизнь. В плацкарте – разношёрстная публика. Для них все прелести путешествия: виды из окна и новые знакомства.

«Всё это исчезло 22 июня 1941 года», – продолжает Лидия. Оборона длиною в месяц: Брестская крепость – оплот и символ сопротивления с первых дней войны. Цена – больше тысячи жизней советских солдат.

На защиту Родины встала страна. Водители, инженеры, музыканты, студенты стали солдатами. На плечах – винтовки, в руках – карандаши. Они заполняют смертные медальоны. Смерть или плен. Только выбора зачастую и вовсе не было.

872 дня страшной блокады, и в 1943 произошёл прорыв и наладка железнодорожной линии для доставки грузов на замену той, что проходила по Ладожскому озеру. Именовали её то дорогой Победы, то Коридором смерти.

«Становишься, ветер обдувает, и как будто ты действительно движешься в этом вагоне. Очень реалистично сделано», – делится впечатлениями заместитель председателя Липецкого областного совета депутатов Владимир Богодухов.

А дорога уносит вперед, к Победе. Через окно бронепоезда весом в сотни тон вид на вражескую технику.

«Обшитые со всех сторон бронеплитами, с зенитками,пушками и пулемётами. Даже немецкие самолёты побаивались нападать на бронепоезда», – продолжает своё рассказ аудиогид Лидия.

Миллионы отданных жизней, сломанных судеб, и только воля к Победе оставалась крепка. Дотянутся до неё удалось спустя долгих 4 года.

Дорогой войны прошла и машинистка Лида. Сквозь года провела и липчан.