Лабрадор Ирида не только верный друг, но ещё и глаза незрячей липчанки Татьяны Шаповаловой. Собака-проводник знает наизусть десятки локаций и с лёгкостью приводит хозяйку, куда ей нужно. Что же касается арифметики, тут четвероногие, увы, не сильны. А это значит помощница никак не подскажет Татьяне, какой приехал автобус.
«Автобус вот подъехал. Это я слышу. А какой, не знаю. Всё равно надо обращаться к посторонним людям», – говорит Татьяна.
А дальше квест продолжается. Теперь отгадывать нужно название остановок. Часто в общественном транспорте отсутствует звуковое сопровождение.
«Вот сейчас хотелось бы обратиться по большей части к коммерческому перевозчику. Мы также готовы делиться опытом, рассказывать про нас, про наших собак-проводников. Мы транспортабельные люди. Нас не нужно водить за ручку. Нам просто нужно подсказать», – объяняет слабовидящий Юрий Топтов.
На глаза маску, в руки – белую трость. Чтобы полностью понять проблему, с которой незрячие сталкиваются каждый день, председатель департамента транспорта Александр Лукинов решился на необычный эксперимент. На ближайшие полчаса он в статусе тотально незрячего человека. Из ориентиров только слух, но первый же автобус, в которой он зашёл, оказался немым. Тут же председатель департамента транспорта оказался дезориентирован.
«Даже зрячему человеку бывает сложно в транспорте, где нет звукового сопровождения. В час пик сложно вовремя выйти из-за толпы людей, а ещё окна бывают запотевшими, и ты просто не понимаешь, где находишься. Для незрячих же людей такие поездки и вовсе превращаются в подобие телешоу «Интуиция», – отмечает корреспондент «Липецкого времени» Анастасия Глебова.
«Я не понимал, какой автобус, спросил у людей, а мне никто не ответил. Это реальная жизнь, не подстроенная ситуация. И я увидел, насколько это сложно. Нам надо будет разбираться, почему в одних автобусах работает автоинформатор, а в других нет. Если навигация не заглушена в городе, то информатор должен работать у всех», – такие выводы после эксперимента сделал Александр Лукинов.
Если же автоинформатор не работает, остановки должен озвучивать сам водитель. Но, как известно, такое можно встретить не часто. Если говорить о необычном эксперименте, то пару лет назад на подобный согласился и депутат горсовета Олег Косолапов. Результатом такого опыта стала установка пилотных проектов системы «Говорящий город» на светофоре и одном автобусе по маршруту №28.
«Целый час я был в повязке, через которую вообще ничего не видно. Мы с ним гуляли по улицам, переходили дорогу. Магазин – это вообще целая история. Туда сложно войти, а там всё так напичкано, что очень сложно чего-то не столкнуть. И, как ни странно, ориентировал меня как раз слепой человек. Он мне подсказывал, что делать», – рассказал Олег Косолапов.
Что касается 28-го автобуса, то когда он подъезжает к остановке, слабовидящий человек узнает об этом из специального приложения на телефоне. Водителю же приходит сигнал о том, какая категория инвалидности у пассажира. Для незрячих такая система на большем количестве автобусов – это мечта. Ну а пока хотелось бы просто слышать остановки и чувствовать себя увереннее.









