В комитете Госдумы по информационной политике поддержали предложение московского отделения Ассоциации юристов России. В нижней палате парламента считают, что у пользователей должно быть право выбора, смотреть «очищенный» алгоритмом контент или нет.
В комитете Госдумы по информационной политике поддержали предложение московского отделения Ассоциации юристов России. В нижней палате парламента считают, что у пользователей должно быть право выбора, смотреть «очищенный» алгоритмом контент или нет.«Рекомендательный алгоритм пользователя закутывает в кокон. Мы видели, что во время выборов в США фактически рекомендательные сервисы американского биг теха помогли гражданам сделать «правильный» выбор. В любом алгоритме есть бэкдор, что бы там ни говорили владельцы и разработчики. Главным образом мы хотим исключить вмешательство в нашу политическую ситуацию», — заявил «Газете.Ru» депутат Госдумы и член Комитета по информационной политике Антон Горелкин.
Используя массив информации о пользовательском поведении рекомендательные системы могут целенаправленно формировать потребности человека, влиять на его мнение и выбор. Что может давать экономические преимущества заинтересованной стороне. Человек попадает в информационный пузырь, максимально подходящий его прошлому поведению в сети. Это ведёт к поляризации общественного мнения, сокращению информированности общества, повышает риск социальных конфликтов.
- Рекомендательные системы представляют собой программы, которые пытаются предсказать, какие объекты (фильмы, музыка, книги, новости, веб-сайты) будут интересны пользователю, имея определенную информацию о его профиле, - поясняет системный администратор Сергей Бахаев. -С одной стороны, удобно, пользователь получает рекомендации наиболее точные среди огромного количества рекламных предложений. Но данные профиля пользователя могут оказать устаревшими, неточными и не отражать его истинных предпочтений. И часто поле покупки товара рекомендательные сервисы буквально преследуют пользователя, вновь и вновь предлагая ему уже не нужную услугу или товар. Это может вызывать раздражение и снижение интереса пользователя к данной услуге или товару. К тому же рекомендательные сервисы можно использовать, как и любой другой инструмент продаж, для формирования спроса на необходимую уже производителю товар или услугу. Разумеется, это встречается редко, но имеет место быть.
При этом механизм работы рекомендательных алгоритмов сегодня непрозрачен и непубличен, что оставляет пространство и возможность для манипулирования мнением пользователей в интересах ИТ-компаний. Для того, чтобы снизить риски манипуляций было бы полезно ввести механизм общественного наблюдения (контроля) за алгоритмами. Кроме того, по мнению экспертов, пользователи должны иметь возможность самостоятельно отключать рекомендательные алгоритмы, сохраняя доступность самого сервиса. Появление в России соответствующего правового инструментария позволит бороться с использованием рекомендательных алгоритмов для продвижения противоправного контента и в целом сделает российский сегмент интернета более прозрачной и понятной для граждан.
- Для социальных сетей и новостных сайтов сделать отключение персональных рекомендаций является не такой уж и плохой идеей. Зачастую пользователю, на основе его прошлого выбора или его предпочтений показывается контент определенной тематики. Все остальное, что тоже могло бы заинтересовать пользователя уже ему не показывается. Чем, кстати, говоря, могут и воспользоваться создатели сайта в целях продвижения своего определенного контента. Имея функцию отключения предпочтений, расположенную на видном месте, можно получить доступ к большему количеству разнообразного контента, - прокомментировал IT-специалист Алексей Попов.
Таким образом, регулирование рекомендательных сервисов в том или ином виде необходимо и целесообразно. И это только часть законодательной работы, которая идет в России. Напомним, накануне Владимир Путин подписал закон, который обязывает владельцев информационных ресурсов, суточная аудитория которых больше 500 тысяч российских пользователей, открывать филиалы и представительства в России. Иначе сайты сможет блокировать Роскомнадзор. Контролировать работу рекомендательных сервисов также, возможно, будет это ведомство, если закон примут.