Вокруг нового российского мессенджера МАХ, созданного VK по заказу Минцифры, появилось множество слухов. Что же из себя представляет приложение и какие домыслы не имеют под собой оснований?

Миф №1. МАХ – это шпионская программа

Некоторые пользователи утверждают, что при установке МАХ получает доступ ко всем данным на смартфоне. На деле приложение, как и другие мессенджеры, запрашивает только необходимые разрешения. Например, к контактам – для общения, камере и микрофону – для совершения видеозвонков, хранилищу – для отправки файлов.

Для сравнения: у WhatsApp (принадлежит Meta, организация признана экстремистской и запрещена в РФ) – 85 разрешений, у Telegram – 71, у МАХ – 63. Перед публикацией в официальных магазинах приложение проходит проверку на обоснованность этих запросов.

Миф №2. МАХ будет "доносить" на пользователей

Распространённое в сети утверждение о том, что мессенджер с помощью искусственного интеллекта будет оформлять "доносы" за использование VPN или чтение экстремистских материалов, является ложным. Никаких прецедентов, свидетельствующих о внедрения ИИ для подобных целей, не было ни у одного российского приложения, созданного государственными организациями и компаниями, включая Госуслуги, Сбер, ВТБ и другие.

Миф №3. Обязательная установка МАХ для граждан

В связи с этим мифом многие видят необходимость во втором телефоне, специально для установки приложения в целях защиты личных данных.

Во-первых, закон не обязывает граждан устанавливать МАХ. Он входит лишь в перечень предустановленного российского ПО на новых устройствах, поставляемых из-за рубежа, чтобы у отечественных разработчиков были равные конкурентные условия с иностранными.

Во-вторых, все данные пользователей MAX защищены с помощью стандартного TLS-шифрования и хранятся только в российских дата-центрах.

Миф №4. МАХ – инструмент "цифрового рубильника"

Создание мессенджера не связано с изоляцией российского интернета. Его цель – развитие цифрового суверенитета и безопасных коммуникаций. Подобные национальные платформы развиваются во всём мире.

Для сравнения: российские соцсети и видеосервисы (ВК, ОК, Рутуб) уже заняли лидирующие позиции. Мессенджеры же долго оставались под контролем иностранных компаний. Однако эти платформы систематически нарушают российское законодательство и используются для противоправной деятельности. Контакт с этими сервисами ограничен, что осложняет борьбу с мошенничеством, фейками и другими угрозами для пользователей.

Telegram, включенный в Реестр социальных сетей, не исполняет все обязанности владельца соцсети по закону: не приводит правила использования в соответствие с требованиями, не устанавливает рекомендованные счётчики посещаемости, не публикует форму для приема обращений граждан с запрещенной информацией, не осуществляет полноценный мониторинг и удаление противоправной информации.

За три года средний процент удаляемого проивоправного контента составил всего 10%:  2023 – 13,1%, 2024 – 15,7%, 2025 (по I и II кварталу) – 1,4%.

С 2023 по 2025 год Telegram привлекался к административной ответственности 11 раз за неисполнение формальных обязанностей и мониторинга.

На этом фоне создание МАХ стало естественной мерой государства – для защиты данных россиян и обеспечения безопасного цифрового общения внутри страны