На встрече присутствовали представители органов государственной и муниципальной власти, национальных диаспор, землячеств, общественных национальных организаций, некоммерческих организаций,которые осуществляют свою деятельность в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов в Липецкой области.
С приветственным словом на информационно-просветительском мероприятии выступили ведущий консультант отдела по взаимодействию с институтами гражданского общества Управления внутренней политики Липецкой области Левченко Кристина Александровна и модератор встречи, доцент кафедры государственной, муниципальной службы и менеджмента Липецкого филиала РАНХиГС Васильева Светлана Ивановна. Выступающие отметили важность и своевременность проведения данного мероприятия.
Доклад на тему «Разрушаем стены и строим мосты: онлайн и офлайн возможности организации образовательного процесса для детей с неродным русским языком» представила Андреева Елена Вячеславовна, директор МБОУ СШ № 72 города Липецка.
Елена Вячеславовна рассказала об опыте педагогов школы по обучению детей мигрантов разных возрастов русскому языку. В школу пришли учиться таджикские дети вообще без знания русского языка, да и их родители с трудом изъяснялись на русском языке. Учителей данного профиля в Липецке нет, их удалось найти в других городах и теперь обучение ведется дистанционно. В целом результаты положительные. Однако остается открытым вопрос, кто должен платить за обучение. Зачастую у родителей средств нет, нет их и у школы, а без знания русского языка очень сложно интегрироваться в наше общество, безусловно, данная проблема должна решаться централизованно на региональном уровне.
С докладом по теме «Социализация и культурная адаптация детей мигрантов на примере МБОУ СШ № 61 города Липецка» выступила Магеррамова Севинч Ахлиман кызы, учитель русского языка и литературы МБОУ СШ № 61 города Липецка. В частности, она отметила, что обучение легче всего идет у маленьких детей, примерно до 3-5 классов, детям в старших классах адаптироваться в группе значительно сложнее. В мире накоплен колоссальный опыт по обучению детей мигрантов, его нужно шире использовать в липецких школах.
Поделилась своим опытом создания воскресной школы для детей армян, на базе МБОУ СШ №63 Несибян Егине Артаваздовна, представитель инициативной группы сообщества армян Липецка и Липецкой области. Численность армян на территории России по результатам переписи населения в 2020 году составляет 946 172 человек. Армянские семьи, живущие давно на территории Липецкой области сталкиваются с другой проблемой, их дети уже говорят и думают на русском языке и забывают свои обычаи. Воскресная школа, финансируемая сообществом армян, позволяет приобщить армянских детейк своей культуре, языку, возродить обычаи, национальные праздники. В планах липецких армян расширение Воскресной школы, так как она давно не вмещает всех желающих и строительство армянской церкви.
Участники встречи живо обсуждали представленный опыт школ, обменивались идеями, договаривались о проведении совместных мероприятий. Каждый участник встречи согласился с тем, что необходимо продолжить работу по социокультурной адаптации детей из семей мигрантов в системе образования на всех уровнях. В связи с притоком иноэтнического населения и изменением системы образования в целом, требуются адаптационные программы и методики на уровне отдельных школ, но и на уровне дошкольных учреждений.
Целесообразно продолжить вести работу не только с самими детьми, но и с их родителями, для того чтобы мотивировать их дать детям образование, повысить их компетентность в сфере образования. Хорошие результаты может дать интеграция элементов культуры этнических меньшинств в образовательную программу и внешкольную деятельность, а также привлечение к работе по адаптации детей мигрантов самих представителей этнических меньшинств, уже сумевших успешно интегрироваться в принимающем сообществе. В целом, это позволит сохранить сложившиеся многонациональные традиции России и создать условия для повышения качества межэтнических отношений.



