В Воловском районе рассказали о фактах геноцида во время Великой Отечественной войны. Сохранить историческую память и предать гласности факты геноцида. В регионе продолжает работать проект «Без срока давности». Его куратор — региональное отделение «Поискового движения России». Липецкие поисковики историки архивисты, представитель Следственного комитета и ФСБ работают в одной связке. Объединились, чтобы рассказать, что на территории Липецкой области не просто шли военные действия, а был геноцид мирного населения.
Валентина Зубкова рассказывает о событиях 77-летней давности со слов своей бабушки. Узницы Шатиловского концлагеря. Сейчас это деревня Васильевка Липецкой области. В 1943 году здесь была Шатиловка Курского края. Местные старожилы ещё хранят обрывки воспоминаний. Вера Романовна Ерёменская была семилетней девчонкой, когда пришли немцы и заняли её дом. Местных жителей оккупанты не трогали. В Шатиловский лагерь попадали в основном из соседних деревень и областей, — рассказывает Валентина Зубкова. Среди них ее бабушка, которая ходила по деревням и побиралась, чтоб хоть как-то прокормить четверых детей.
Валентина Зубкова бывает здесь каждый год. На этот раз поездка совместная с членами рабочей группы всероссийского проекта «Без срока давности». Пока факт геноцида в Шатиловском концлагере ищет документального подтверждения. Страшные события, которые произошли в декабре 1941 в селе Вышнее Большое, задокументированы. Именно он, Дорофей Иванович Руднев, и рассказал о зверствах фашистов на родной Воловской земле. На памятнике Воинам Советской армии и местным жителям сожженным заживо фамилии 12 погибших односельчан. Естественно, что их сразу опознали близкие и родственники. А вот фамилии 44-х человек не установлены. Эти камни, уверяют воловцы, — всё, что осталось от той избы. Как напоминание о геноциде, у которого нет срока давности.