Социальная адаптация, эмоциональная поддержка и физподготовка. Канистерапия – необычный вид реабилитации, где лечат не люди, а собаки.

Каждый день как на работу этот мохнатый друг приходит к своим пациентам. Его зовут Аксель, и он здесь своего рода врач.

Канистерапия – это реабилитация с помощью собак-помощников. Она применяется наряду с традиционными методами лечения. Это одновременно и социальная адаптация, и эмоциональная поддержка, и физподготовка.

«В центре 8 собак разных пород и размеров. Русская псовая борзая, немецкая овчарка, русский спаниель, есть даже корги. Для каждого пациента компаньон подбирается индивидуально. Например, Аксель – большая служебная собака. Он серьезный и очень брутальный. С ним работают мужчины, в основном бойцы СВО. А вот Мира добродушная, весёлая и очень тактильная. Она подходит для пожилых людей и детей», – рассказывает корреспондент «Липецкого времени» Полина Матовникова. 

Мирослава по паспорту Лесная Нимфа. Она такой же сотрудник центра, как и её руководитель-кинолог. К работе относится очень ответственно, заботится о каждом своём подопечном. Главное не забывать вовремя платить ей зарплату.

«Мы ждём их. Мира, например, мою комнату знает. Гена ещё далеко, а она уже прибегает одна. Я знаю, что Гена уже пришёл. Уйдёт, он крикнет ей, она ушла. Проходит минута, она снова прибегает», – говорит Роза Дышловая.

«Душа поднимается, веселее делается, и заряд какой-то даёт энергии», – отмечает Михаил Беликов.

Терапия с собаками это не просто снижение тревоги и стресса. Для пожилых людей это тренировки на развитие когнитивных навыков. Игры тренируют мышление, внимание и память.

«Бабушки с дедушками садятся и рассказывают Мире о своей молодости. То есть таким образом вспоминают, напрягают свою память, тренируют свою память. Помимо этого бросания каких-то мячиков, предметов, приношение мячиков – это развитие и поддержание моторики наших бабушек и дедушек. Как крупной моторики, так и мелкой моторики», – объяснил кинолог Геннадий Иноземцев.

Лечение идёт через заботу о животном. Во время занятий у пациентов начинают работать такие мышцы рук, которые обычно не задействованы в упражнениях на тренажёрах.

Эта сотрудница – Птица. Русская псовая борзая. Ей два года. Она тоже помощник в реабилитации. С ней человек отрабатывает бытовые навыки, которые утратил после травмы или заболевания. Например, одеваться, застёгивать замки или пуговицы. Тренировки построены так, чтобы пациент смог повторить эти действия и в обычной жизни.

«Главные критерии, чтобы собака была неагрессивная, чтобы собака была общительная, доброжелательная, чтобы у собаки не было никаких фобий. Она должна быть стрессоустойчивая, охотно общаться с людьми», – отмечает кинолог Екатерина Севостьянова.

И это лишь первичное тестирование. Если собеседование мохнатый сотрудник прошёл, дальше у него начинается стажировка. Каждая собака проходит спецподготовку и обязательно сдаёт экзамен. Только после этого она может выходить на работу к людям.

«При нарушении нижних конечностей мы тоже используем собаку. Мы стабилизируем равновесие, и человек управляет не только своим телом, но ещё и собакой. Очень важно, чтобы человек вёл собаку, а не она его», – говорит Екатерина Севостьянова.

Программа разрабатывается индивидуально для каждого пациента. Учитывают особенности заболевания или травмы, возраст и предпочтения человека. При регулярных тренировках результат заметить можно уже через 1,5-2 месяца.