С 2021 г. водителей пассажирских автобусов, а также, возможно, такси обяжут использовать средства для предупреждения сна за рулем. Разработкой национального стандарта, устанавливающего требования к таким системам, занимается Минтранс. Об этом пишет 35media.ru.
«Внедрение систем мониторинга, контроля и поддержания состояния водителей в пути обеспечивается на городском пассажирском транспорте вместимостью более восьми пассажирских мест, – пояснили «Ведомостям» в пресс-службе Минтранса. – При этом министерство инициировало внесение изменений в проект федерального закона «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в части установления требований по оснащению легкового такси новой технологией».
Планом мероприятий реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности (утвержден распоряжением правительства РФ 5 ноября) установлен срок разработки национального стандарта – июнь 2021 г.
Утверждение стандарта пройдет параллельно с внесением изменений в федеральный закон «О безопасности дорожного движения» в части внедрения систем контроля и поддержания состояния работоспособности водителей в пути в целях повышения безаварийности работы водителей и уменьшения количества ДТП.
Сон водителя за рулем – одна из самых распространенных причин аварий, на нее приходится до 20% всех ДТП. Поэтому многие автомобильные концерны давно работают над созданием систем контроля состояния водителей. Уже внедрены устройства, регистрирующие наклон головы водителя (по виду напоминают наушники), они издают звуковой сигнал, когда водитель характерно «кивает».
Есть устройства, следящие за движениями глаз, – они регистрируют характерные плавающие движения глазных яблок и увеличение временных отрезков, когда глаза водителя закрыты.
В России будут применяться устройства, прототипы которых сейчас тестируются в Великом Новгороде и Туле. Один из девайсов – это браслет на руку, работающий с применением методов электромиографии, рассказали эксперты.
Другой элемент системы контроля – неинвазивный нейроинтерфейс, считывающий активность головного мозга человека.
Третий – софт с искусственным интеллектом на базе камеры, контролирующей состояние водителя. Все эти элементы могут использоваться в системе как вместе, так и по отдельности, уточняют специалисты.
Разработка нового стандарта сейчас находится в завершающей фазе, пояснили в Минпромторге. Определение классификации, назначения, состава устройств запланировано не позднее I квартала 2021 г., добавили в министерстве.