В интернете сказано, что изначально игрушки «поп-ит» были разработаны для обеспечения сенсорного и тактильного опыта, чтобы помочь детям с нарушением внимания. Благодаря «Тик-Току» приобрели популярность среди детей и взрослых, сообщает «Голос Череповца». В России бум продаж этих игрушек пришелся на май 2021 года. В переводе с английского pop it — «хлопни это».

Сенсорные игрушки, подобные «поп-ит», использовались еще в 1970-х годах. Они активируют один или несколько органов чувств: зрение, слух, осязание. Так же как и «спиннеры» (развлекательная вращающаяся игрушка), «сквиши» (антистресс-игрушка, которую приятно мять в руках), «снаперсы» (эспандер с присосками внутри), они помогают сосредоточиться, успокоиться, активно слушать, улучшают координацию и мелкую моторику, развивают мышц рук. На «поп-иты» очень похожи «симпл-димплы». Это игрушка с меньшим количеством пузырьков, ее используют как брелок.

По мнению психологов, такие игрушки не представляют опасности, а причиной их популярности является сенсорный голод. Современный человек погружен в мир цифровых технологий, объем физического контакта снижается. Устранить дефицит сенсорных переживаний и помогает «поп-ит». «Так как игрушка создана как антистресс, по типу пузырчатой пленки, то, на мой взгляд, ничего опасного в ней нет. Наоборот, она снижает уровень тревоги. Это как щелкать ручкой или грызть ногти. Но более безопасный и менее раздражающий способ снижения тревожности. Беспокоиться стоит, если ребенок слишком много времени проводит с этой игрушкой или попытка ее забрать вызывает бурную эмоциональную реакцию», — объяснила психолог Татьяна Никифорова.

Множество обращений по поводу новой игрушки получил Роспотребнадзор. По словам специалистов, ранее такие приспособления использовались в основном нейроотличными людьми с неврологическими расстройствами. Стереотипное поведение (потребность издавать щелкающие звуки, повторяющиеся движения, сжимания-разжимания) часто возникает во время стресса как неосознанная реакция в ответ на неблагоприятный неконтролируемый раздражитель. Эти игрушки позволяют снизить напряжение.

Роспотребнадзор изучил влияние данных игрушек на детскую психику. Оказалось, есть вероятность того, что, привыкнув «защелкивать» все проблемы, школьники в итоге не наберутся нужного опыта по решению сложных жизненных ситуаций. Кроме того, используя игрушки во время занятий, они не смогут сосредоточиться на уроке, так как вместо мыслительной деятельности мозг будет вынужден постоянно обрабатывать сигнал от рук. Но «поп-ит» может пойти на пользу маленьким детям, которым важно развивать моторику. Также Роспотребнадзор отмечает, что, выбирая игрушку, нужно обращать внимание на маркировку, она может быть на самом изделии, либо на ярлыке, либо на индивидуальной упаковке. Игрушка не должна быть липкой и иметь резкого запаха.

Как играть? Но «поп-ит» может приносить и пользу в обучении.

* Например, мы с сыном учимся считать. Бросаем кубик и нажимаем на нужное количество пузырьков. Можно решать задачки по сложению и вычитанию. Благодаря подключению тактильной памяти ребенок усваивает новые знания быстрее.

* Можно положить в углубление несколько предметов. Показать их ребенку, затем попросить отвернуться и убрать один предмет. Когда ребенок повернется, он должен догадаться, какой предмет исчез.

* Можно подложить под «поп-ит» маленький клад (камешек, шарик, ракушку, пуговку, конфетку, орешек) и попросить ребенка отыскать его, нажимая на каждую пупырышку.

* Можно гадать с помощью «поп-ита». Например, написать на бумажках слова «любовь», «дружба», «секрет» и др., свернуть, положить в ячейки, накрыть дощечкой и аккуратно перевернуть. Задавая вопросы (допустим, «Что тебя ждет завтра?»), кидать кубик и в зависимости от выпавшего числа нажимать на ту или иную «пупырку». Иногда такое шуточное гадание получается очень веселым.

Спрос на такие игрушки зависит от моды и схлынет так же как и появился. На смену им придут другие игрушки. Главное — относиться к покупке максимально ответственно и чаще уделять свое внимание ребенку.