Разве может быть топор произведением искусства? Ведь это исключительно бытовая вещь. Дров наколоть на зиму, срубить сухостой на участке. Вот, казалось бы, основное предназначение этого инструмента. А ножи? Салат нарезать — это да, но чтобы подолгу рассматривать лезвие, вглядываясь в причудливо выгравированные узоры? Возможно и такое, если привычные инструменты созданы ремесленником с необычным взглядом на вещи Олегом Прыгуновым. С уникальным мастером познакомился журналист «Голоса Череповца».

Адреналин средневековья. Все началось с того, что около десяти лет назад друзья пригласили Олега принять участие в большом фестивале средневековой реконструкции «Новоторжский рубеж», что традиционно проходит в древнем городе Торжке. Для Олега, не имевшего никакого практического представления о военно-исторических реконструкциях, поездка оказалась судьбоносной.

Приехав на место, опытные ребята выдали новичку снаряжение, провели базовый инструктаж, а дальше… Дальше те самые эмоции, которые нигде больше не испытаешь, кроме как на фестивальном, весьма реалистичном, поле боя.

— Тогда я понял, что люди, занимающиеся реконструкциями, не понаслышке знают, как выглядит и пахнет адреналин, — рассказывает Олег Прыгунов. — Как можно передать словами ощущения, когда ты стоишь в окружении не одного десятка бойцов напротив других бойцов, вооруженных мечами, топорами да щитами? Никак!

По приезде домой Олег начал интересоваться, сколько стоит необходимое для участия в боях снаряжение, и понял, что покорившее его хобби — далеко не из дешевых. Полный комплект снаряжения для средневекового бойца можно было приобрести тогда за сумму от 150 тысяч рублей. Поразмыслив, Олег решил: «Почему бы в таком случае не попробовать изготовить снаряжение своими руками?» Необходимые выкройки он нашел в интернете. По ним сшил штаны, рубаху, кафтан. Дошла очередь и до кованых изделий. Друзья, занимавшиеся в клубе, помогли выковать первый нож из клапана. За ним последовал и первый топор, боевой шлем… И Олег вдруг понял, что работа с железом приносит ему огромное удовольствие.


Олег Прыгунов у себя в мастерской

Творческая ревизия. 

На тот момент Олег работал в сфере строительного бизнеса. И вот как-то раз, проводя ревизию имеющихся инструментов, он обнаружил девять топоров, которые формально уже были непригодны к работе. Затупившиеся, со сломанными треснутыми ручками, пережившие не один десяток актов уничтожения гипсовых стен, они фактически были списаны в утиль. Однако Олег решил восстановить изношенные инструменты. В процессе реставрации придал им необычные формы, стилизовал, нанеся на топорища древние руны.


Один из топоров с рунами, гласящими: «Без дела не вынимай, без славы — не вкладывай», он решил подарить своему товарищу на день рождения. Тому необычный подарок очень понравился. Понравился он и его друзьям-гостям, которые стали просить Олега смастерить и им подобные инструменты. Так старые топоры обрели новую жизнь.

Сила грифеля. Как выразился один из постоянных клиентов Олега, его изделия — особенные, они «живут». К процессу «оживления», казалось бы, холодной и бездушной стали он подходит, вооружившись разными практическими методами.

Чаще всего все происходит по «классической схеме». Сначала приходит идея, и мастер бережно ее вынашивает в голове. Как только задумка приобретает более-менее отчетливые формы, наступает время создания эскиза. Здесь Олег предпочитает действовать по старинке. Обычный простой карандаш, по его мнению, имеет огромные преимущества перед компьютерными программами.



— Все серьезные мастера своего дела из разных сфер, с которыми я общался, уверены: создавать эскизы нужно вручную, — говорит Олег Прыгунов. — Это не значит, что стоит все доводить до абсурда, пренебрегая помощью компьютера в те моменты, когда она действительно необходима. Однако на начальном этапе лучше в первую очередь довериться себе, своим навыкам. Я считаю, что мозг — самый совершенный инструмент, а человеческая рука — инструмент, самый близкий к мозгу. Их командная работа способна на многое.