Чтобы не было перебоев в подаче тепла, воды и электричества, платить надо вовремя.
В связи с введением Постановления Правительства №354 в Липецке появляются призывы не платить за потребленные энергоресурсы. Причем сами авторы этих воззваний своевременно оплачивают тепло, воду и электроэнергию, понимая, что делать это необходимо. К тому же знают, что неоплата, например, общедомовых нужд лишь накапливает долг, который никуда от тебя не денется и рано или поздно приведет к судебному разбирательству, а, следовательно, к оплате долга, судебных издержек, пени, или аресту имущества, запрету выезда за границу, отказу в получении кредита в банке и так далее. Зачем же им головная боль? Однако (по своей недальновидности или политической ангажированности) другим они советуют не платить, то есть безответственно предлагают меры, направленные якобы против Постановления №354, а на самом деле влекущие негативные последствия для всех жителей Липецка.Сегодня около 70% денежных средств, поступающих от населения, ЛГЭК перечисляет в ОАО «Квадра» за поставку тепловой энергии, а также платит за покупку газа для 37-ми городских котельных, использует на оплату электроэнергии, необходимой для подъема и транспортировки питьевой воды, перекачки канализационных стоков, работы насосного оборудования в котельных. И если жители престанут платить, то компания не сможет рассчитаться со своими поставщиками, а значит, под вопросом окажется энергоснабжение Липецка. По этим причинам в некоторых регионах уже появляются города, которые на все лето останутся без горячей воды.
С другой стороны, ЛГЭК обслуживает 329 километров теплотрасс, но 76% из них отслужили свой срок. Прошлым летом в ходе гидравлических испытаний на тепловых сетях было выявлено и устранено 711 дефектных участков, которые могли «рвануть» зимой и привести к непредсказуемой ситуации. Ежегодно свыше 700 повреждений устраняется на изношенных водопроводных сетях. Понятно, что без поступления денежных средств от населения не будет необходимого ремонта, а, значит, под угрозой окажется следующий отопительный сезон.
Но вернемся к Постановлению №354. ЛГЭК, как регулируемая организация, производит начисления согласно тарифам и нормативам, установленным государством. Переходя на прямые поставки энергоресурсов, компании нелегко было взять на обслуживание почти 180 тысяч лицевых счетов. В расчетно-вычислительных центрах из-за большого объема работы при начислениях случались ошибки, но в соответствии с действующим законодательством они всегда исправлялись и будут исправляться.
Беда в другом: Постановление №354 оказалось несовершенным, даже специалисты не находят согласия при его применении, и уже всем понятно, что оно нуждается в серьезных поправках и дополнениях. К тому же следует осознавать, что оно принято в рыночных условиях, когда за все надо платить. От этого уже не уйти, страна выбрала такой путь. Сначала было Постановление №307, потом стало №354. Интуитивно мы понимаем, что и следующее будет в том же русле, тем не менее, возмущены, почему 354-е ударило так больно? Особенно по пожилым людям, которым не под силу из своих небольших пенсий оплачивать услуги ЖКХ. Ударило по управляющим компаниям, не в лучшем состоянии содержащим жилой фонд, по ресурсоснабжающим организациям, едва сохраняющим из-за долгов потребителей бесперебойную поставку энергоресурсов. Ударило также по власти, столкнувшейся с социальной напряженностью практически во всех регионах страны. Выходит, все оказались не готовы?
А когда мы будем готовы, если на приватизацию собственных квартир нам не хватило 20 лет? И неудивительно, что закон «Об энергосбережении», который за 3 года обязывал всех установить приборы учета, не был исполнен. А ведь он был подготовительным к Постановлению №354, и сегодня в самом сложном положении оказались неоприборенные дома.
Сколько лет нам еще надо, чтобы понять, что мы стали совместными собственниками своего дома, и все, что в нем происходит, зависит от нас. Именно на это направлено Постановление №354. Мировая практика показывает: чем более развито самоуправление в стране, тем лучше в ней люди живут. А как мы спрашиваем со своей управляющей компании за ремонт, за правильность начислений, вывоз мусора, чистоту в подъездах? Да никак. Многие ли из нас потребовали утеплить дом, отрегулировать внутридомовые сети, чтобы на нижних этажах люди не мерзли, а на верхних не открывали форточки, отапливая улицу. Ведь это фиксирует общедомовой счетчик. Но мы даже не задумываемся, когда через открытую дверь подъезда на ветер улетают наши денежки.
В некоторых домах почти 50% жильцов ставят магнитики на свои счетчики. Эти воришки, сэкономив 100 рублей, безмерно счастливы, что за них заплатят соседи. Другие занижают показания своих приборов учета, увеличивая для всех общедомовые нужды. Третьи, проживая в «нулевых» квартирах, которых по городу тысячи, порой, не платят ничего. Но приведите пример, когда хоть одно такое противоправное действие было пресечено, а виновный понес наказание? И с какими моральными принципами вырастут дети, видя, как на их глазах воруют родители?
Казалось бы, что могут сделать сегодня жильцы? Оказывается, уже делают. Есть дома, где они берут власть в свои руки, выбираются самими жильцами Советы многоквартирных домов из числа собственников, участвующие в утверждении планов текущего ремонта на своем доме, контролирующие деятельность управляющих компаний, появляются энергичные управдомы. Липецкая городская энергетическая компания намерена создать координационный Совет по связям с общественностью, и через его работу разъяснять населению, что ситуация с неплатежами сложилась критическая. Все должны понимать: чтобы не произошло перебоев в подаче тепла, воды и электричества, за энергоресурсы необходимо платить вовремя.