Что вы себе представляете, когда произносите слово «гобелен»? Рискнем предположить, что нечто тканевое с изображением однотипных образов, созданных бездушной фабричной машиной. Шпалеры череповецкой художницы декоративно-прикладного искусства педагога Екатерины Громцевой заставят вас изменить эту точку зрения. Ручные работы мастерицы, на создание которых порой уходят долгие месяцы, наполнены непередаваемой сказочной душевностью. Каждый ее гобелен — это целая история. История, в которую веришь и по-настоящему влюбляешься.
Познавая творчества миры. Когда Екатерина Юрьевна была маленькой, каждый вечер, прежде чем заснуть, она подолгу рассматривала висящую у нее над кроватью линогравюру. Работа, изображающая какой-то абстрактный городской пейзаж, увлекала девочку сильнее, чем самые красочные мультфильмы. Это был настоящий портал в другой мир, в котором можно было часами бродить по извилистым улицам, заглядывать в окна домиков; мир, который с приходом сновидений не исчезал, а становился лишь реалистичнее.
«Шум падающего яблока». Знакомый с детства звук плодородного года
Череповецкие улочки были не менее интересны, ведь на них располагались многочисленные магазины, где продавали ткани. Каждый поход с мамой в такую торговую точку становился событием. Большие пространства со стеллажами до потолка казались манящим лабиринтом, выход из которого искать хотелось разве что с помощью нити Ариадны.
Значимые люди. В возрасте семи лет мама отвела Катю в изостудию Дворца пионеров — к Ангелине Алексеевой. Легендарный преподаватель, уже будучи в 80-летнем возрасте, водила ребят в увлекательные походы, преодолевала пешком расстояния в двадцать и больше километров, пересказывала в адаптированной форме различные легенды и, конечно, рассказывала о всемирно известных художниках. Екатерина Юрьевна до сих пор вспоминает о тех временах с особым трепетом: Ангелина Анатольевна стала тем самым первым учителем, уроки которой представляли собой нечто большее, чем просто уроки.
«Над озером». Парящая над водоемом птица очень впечатлила мастерицу
После изостудии была художественная школа. Там Кате впервые открылся мир ткачества как искусства. И произошло это не без участия Светланы Синяевой. Педагог, только недавно окончившая училище, покорила учеников своей харизмой, талантом, чувством стиля и знанием премудростей ткацкого мастерства. С ее подачи юная мастерица села за станок и соткала свой первый гобелен, за которым последовали и другие.
В Сибирь и обратно. Развивать полученные навыки Екатерина отправилась в Московское художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина. После учебы в столице девушка была отправлена по распределению в сибирские края, где долгое время работала на Калачинской ткацкой фабрике, специализирующейся на выпуске мебельных тканей, постельного белья, полотенец. Однако с приходом кризиса 90-х, когда легкая промышленность оказалось стране не нужна, девушка вернулась домой в Череповец. Как признается Екатерина Юрьевна, в Сибири она жутко скучала по родному городу и шикарным просторам наших густых лесов с ягодами и грибами, поэтому возвращение домой для нее было по-настоящему желанным событием.
Дома девушка попросила своего папу смастерить ей ткацкий станок. Она предоставила отцу чертежи, сделанные ею собственноручно, объяснила технические нюансы. Станок получился не идеальным, при натяжении нитей его начинало «вести», однако внесенные в конструкцию коррективы исправили положение. На усовершенствованном изобретении теперь можно было творить.
Гобелен «Охотник». Охотника, к слову, зовут Виктором
Шум урожая. Создание гобелена начинается с проработки эскиза. На этом этапе в дело могут идти и карандаши, и ручка с черной пастой, и краски. Главное — успеть поймать образы и зафиксировать их на бумаге. Источником вдохновения может служить все что угодно. Екатерину Юрьевну всегда по-особенному вдохновлял мир деревни, она посвятила этой теме множество своих работ. Например, в ее коллекции есть гобелен, который называется «Шум падающего яблока». Название говорит само за себя. Стоит только его произнести, как в голове возникают сюжеты. Вот сидишь летним вечером в деревенском домике и слышишь характерное «бам» — еще одно яблоко плюхнулось на землю. Сигнал, извещающий о том, что время идти собирать в корзинку ароматный и красивый урожай.
Каждой жабе по паре. Или другая работа — под названием «Ковчег». На гобелене пастельных цветов невдалеке от спасительного библейского судна, населенного парочками животных, плавают жабы. Внести земноводных в общую сюжетную канву Екатерине Юрьевне захотелось не просто так, а под влиянием одного события, впечатлившего ее. Однажды в первых числах мая, когда природа еще не утратила серых красок межсезонья, мастерица отправилась на деревенское озеро. Чем ближе она подходила к водоему, тем отчетливее ей слышалось какое-то странное урчание, доносящееся из него… Оказалось, что холодная, еще не успевшая прогреться вода для квакушек — отличное место, где можно сыграть пару-тройку «свадеб», результатом которых через некоторое время станут всем знакомые черные головастики.
Созерцание жизни, круглогодично кипящей вокруг небольшого озерца, вдохновило Екатерину Юрьевну на создание еще одного гобелена. Как-то раз мастерица отдыхала у озера, расположившись на деревянных мостках. Приоткрыв глаза, она обратила внимание на то, что в небе парит огромная красивая птица. Хищный пернатый вальяжно нарезал круги, повелевая потоками воздуха — за 15 минут он не сделал ни одного взмаха крыльями. Подвиг гордой птицы теперь навсегда запечатлен на гобелене изумрудного цвета.
Вдохновение поездкой. Среди работ мастерицы есть и те, что посвящены любимому Череповцу. Где-то вытканные достопримечательности и узнаваемые городские улочки читаются весьма очевидно, а где-то пропущенные сквозь видение творческого человека, они принимают весьма абстрактные формы, наполняясь новыми художественными образами, подтолкнуть к созданию которых способно опять же что угодно.
В начале двухтысячных Екатерина Юрьевна преподавала в художественной школе в Северном микрорайоне. Возвращаться домой в зареченскую часть города нужно было на автобусе, проезжая по Северному мосту. Однажды одна из таких, казалось бы, совершенно рядовых поездок превратилась в настоящее волшебство. Почему? Сложно сказать. Может, фонари в тот вечер светили как-то по-особенному или автобус ехал не так, как обычно. Да только вечерний пейзаж, медленно проплывающий за окном, настолько впечатлил уставшего от дневных забот педагога, что по возвращении домой она сделала эскиз, добавив к пейзажной композиции прогуливающегося юношу в теплом свитере и его верного друга — вислоухого пса. Вскоре новенький гобелен пополнил «теплую» коллекцию необычных образов мастерицы.